ДЕЛО — ТАБАК
Спецпроект
Почему пачка сигарет может подорожать на 13 грн в 2020 году
Как усиливается давление на отрасль, которая приносит государству около 50 млрд грн в год
В следующем году пачка сигарет может подорожать на 13 грн, говорит директор департамента конкурентоспособности бизнеса Федерации работодателей Украины Александр Яворский. Потребителям придется платить за нее в среднем более 50 грн. Рост цен связан с увеличением налоговых отчислений и изменением правил игры на табачном рынке. Например, в январе еще на 20% вырастет акциз на производство сигарет, а Верховная Рада предложила ограничить маржу оптовых и розничных продавцов сигарет. Решение парламентариев, которое осудили крупнейшие производители, теперь должен поддержать или ветировать президент Владимир Зеленский.

Последние несколько лет давление на табачную отрасль усиливается и государственные органы во многом нарушают свой же план-факт повышения акцизов. Например, в 2018 году, согласно плану-графику роста отчислений, акцизы должны были вырасти на 20%, а по факту увеличились на 30%. Непрогнозируемость акцизной политики по табаку стоила бюджет 7 млрд грн. Но и это еще не все. Проблемы наблюдаются и со сбором 5% налога, который выплачивают розничные сети в местные бюджеты. Примерно 65% этих средств находится в тени.

На прошлой неделе компания British American Tobacco заявила об остановке производства на своем заводе в Прилуках. Поправки к принятому Верховной Радой законопроекту № 1049 делают табачное производство в Украине нерентабельным. Речь идет о введении торговой наценки на сигареты для оптовой и розничной торговли на уровне 7% и 13% от максимальной розничной цены (МРЦ) соответственно. Производители вынуждены будут повысить цены, что плохо скажется на продажах.

Среднестатистический курильщик в нашей стране тратит 21% своего месячного дохода на табачные изделия, тогда как итальянец — только 9%, говорит Яворский. Это создает возможности для роста нелегального рынка. Чем выше стоимость пачки сигарет — тем больше потребителей постараются купить их на рынках и раскладках. Это риск, поскольку никто не контролирует качество такой продукции. Вместо табака в сигарете может оказаться солома.
Не только ЕС. Почему налоговая нагрузка постоянно усиливается
Не только ЕС. Почему налоговая нагрузка постоянно усиливается
Стоимость сигарет больше всего зависит от государственного регулирования — акциза, НДС и розничного налога, на которые приходится 70% в стоимости готового продукта. Также, производители сигарет по закону устанавливают максимальную розничную цену, которая наносится на каждую пачку и выше который никто не имеет право продавать в рознице.

Украина в рамках Соглашения об Ассоциации со странами ЕС взяла на себя обязательства до 2025 года увеличить акциз до 90 евро за 1 тыс. сигарет. В 2017 году Верховная Рада утвердила план-график повышения акзизов до 2025 года, который был нарушен в первый же год – вместо 20% повышения акцизы повысились на 30%. Ужесточение фискальной политики чувствуют на себе потребители. Цены на пачку сигарет растут на 5-7 грн, а через шесть лет ее стоимость может вырасти до 100 грн. «Никто не требовал от Украины повышать акциз такими быстрыми темпами и никакого графика в соглашении об Ассоциации с ЕС не было — это была инициатива правительства. Опыт Болгарии и Румынии при этом не учитывался. В этих странах после резкого роста акциза выросло количество контрабандной и контрафактной продукции», — рассказывает глава Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
ВАТ переносит центр принятия решений из Украины в Румынию из-за непрогнозируемой фискальной и регуляторной политики в Украине
Непрогнозируемость государственной политики плохо влияет на инвестиционный климат. Например, это могло стать одной из причин, по которой компания British American Tobacco решила переформатировать свой бизнес.

«ВАТ переформатирует юниты. Если раньше Украина была центром региона, включающего 12 стран, то с нового года украинский офис будет включен в другой регион с центром принятия решений в Румынии. Как заявили в киевском офисе ВАТ, такие изменения не повлекут существенного пересмотра штата компании в Украине. Решение о переносе центра принятия решений из Украины в Румынию обусловлено, среди прочего, непрогнозируемой фискальной и регуляторной политикой правительства Украины», — сообщили в пресс-службе BAT.
Из-за непрогнозируемой акцизной политики по табаку бюджет в 2019 году уже недополучил более 10 млрд грн налогов
На первый взгляд, рост акциза должен приводить к увеличению поступлений в бюджет. Табачная отрасль и так входит в топ-10 крупнейших налогоплательщиков страны: в прошлом году компании отрасли перечислили в бюджет 43,7 млрд грн налогов. Отдельные производители входят в пятерку «кормильцев нации». Например, в прошлом году Табачная компания В.А.Т.-Прилуки (British American Tocabbo) перечислила в бюджет 16,1 млрд грн налогов (в 217 году — 14,1 млрд грн), Филип Моррис Украина — 14,8 млрд грн (13,5 млрд грн), Джей Ти Интернешнл Украина — 9,7 млрд грн (9,5 млрд грн), а Империал Тобакко Продакшн Украина — 7,4 млрд грн (7,5 млрд грн).

Но все не так просто. По оценкам экспертов, в этом году отрасль после повышения ставок акциза с 1 января и с 1 июля на 20% и 9% принесет бюджету 46 млрд грн, хотя изначально планировалось выручить 56 млрд грн. В январе-сентябре, по данным Счетной палаты, план по поступлениям акцизного сбора не выполнен на 25,6%, и бюджет уже не получил 10,5 млрд грн. Показательным был 2018 год, когда акциз вырос на 30%, а поступления - только на 10%. Это значит, что потребители переориентируются на более дешевые сигареты, с которых либо не полностью уплачены налоги, либо это полностью нелегальный товар.
Опасный прецедент. Как депутаты решили ограничить маржу продавцов сигарет
Опасный прецедент. Как депутаты решили ограничить маржу продавцов сигарет
В начале октября парламент принял законопроект № 1049 о введении единого счета для уплаты налогов и сборов. В переходных положениях законопроекта появилась поправка, которая вносит изменения в закон «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего». Ее суть — введение торговой наценки на сигареты для оптовой и розничной торговли на уровне 7% и 13% от максимальной розничной цены (МРЦ) соответственно.

Если закон подпишет президент Владимир Зеленский, то производители обязаны будут продавать сигареты дистрибьюторам по цене не выше 80% от МРЦ. Причем, эта новация появилась неожиданно и производителей о новых правилах работы не предупреждали. «Предложенная наценка является нехарактерной для стран с рыночной экономикой, не согласуется с обязательствами Украины в рамках ГАТТ/ВТО и международными принципам ценообразования и противоречит действующему законодательству Украины. Ни для одной другой отрасли в Украине подобных наценок пока не установлено», — говорится в пресс-релизе ассоциации Укртабак. По прогнозам ассоциации, новые правила приведут к повышению цен в среднем на 7 грн на пачке сигарет и потерям государственного бюджета на уровне 8 млрд грн.
НЕЛЕГАЛЬНЫЙ РЫНОК ВЫРАСТЕТ
Производители говорят о проблемах, с которыми столкнется рынок после вступления в силу такого решения. Объем нелегальной торговли табачными изделиями может вырасти с 8,5% до 20%, прогнозирует генеральный директор Империал Тобакко в Украине Растислав Чернак. По информации экспертов Kantar, в этом году бюджет недополучит около 5 млрд грн из-за «черного рынка». Легальное производство сигарет может сократиться на четверть. «Падение на 25%, по нашим подсчетам, обойдется госбюджету около 7 млрд грн. Поэтому мы призываем Верховную Раду пересмотреть законопроект №1049 и изъять из него поправку, которая устанавливает регулирование торговой наценки. Мы обращаемся с просьбой, чтобы в Украине заработал прозрачный законотворческий процесс наряду с открытым диалогом с крупнейшими инвесторами. Значительные изменения в налогообложения вынуждают нас пересмотреть наш бизнес в Украине», – заявил Растислав Чернак.
Мы обращаемся с просьбой, чтобы в Украине заработал прозрачный законотворческий процесс наряду с открытым диалогом с крупнейшими инвесторами
ФАБРИКИ ЗАКРОЮТ
Четыре крупнейших производителей табачных изделий — Филип Моррис, Джей Ти Интернешнл Компании, Бритиш Американ Тобакко и Империал Тобакко могут сократить производство, а затем — закрыть фабрики на территории Украины. «Принятие этого закона повлечет серьезные последствия для отрасли. Это отсутствие переходного периода и механизмов имплементации. В ближайшее время это подвергнет наш бизнес рискам. Мы будем вынуждены рассмотреть вопрос производства нашей продукции на других фабриках, поскольку мы даже не до конца понимаем, как выполнять этот закон», – сказал генеральный директор группы Бритиш Американ Тобакко Украина Саймон Уэлфорд. Табачная фабрика В.А.Т.-Прилуки, которая входит в международную группу компаний British American Tobacco, остановила производство 11 октября, сообщили в компании.

Совет предпринимателей при Кабмине уже обратился к Владимиру Зеленскому с просьбой ветировать законопроект. Генеральный директор Джи Ти Ай Украина Пол Холловей предлагает снизить рост ставок акцизного налога с 20% до 10% в год. Это позволит получить дополнительные поступления в бюджет в размере 3 млрд грн в год, а также снизить темпы падения легального рынка.
Табачная фабрика В.А.Т. - Прилуки, которая входит в международную группу компаний British American Tobacco, остановила производство 11 октября
Где деньги. Почему розница не стремится собирать налоги
Где деньги. Почему розница не стремится собирать налоги
С 1 января 2015 года в Украине действует новый налог — 5% сбор при реализации через розничные сети алкогольных напитков топлива и табачных изделий. Но далеко не все розничные точки согласны перечислять средства в местные бюджеты.

Расчеты Федерации работодателей Украины, которые были сделаны на основе данных Государственной фискальной службы Украины и Государственной службы статистики, свидетельствуют о том, что в 2015 году розничный акциз с табачных изделий уплачивался в 71% случаев, то в 2018 году только в 55%.

По данным Государственной фискальной службы, предприниматели задекларировали 2,4 млрд грн акцизного налога с розничных продаж табачных изделий в 2018 году, пишет в своей колонке на БизнесЦензоре Александр Яворский. Несложные расчеты с учетом роста средней стоимости сигарет с 15 грн в 2015 году до 29 грн в 2018 году, указывают на то, что местные бюджеты должны были выручить гораздо больше — около 4,3 млрд грн. В 2019 году табачные изделия подорожали еще на 4%, но фактически поступления в январе-мае составили 857 млн грн против расчетных 1,7 млрд грн. К потерям бюджета можно добавить неполную уплату НДС при неучтенных продажах. По предварительным оценкам в 2018 году они составили около 800 млн грн.

«Красноречивым фактом подтверждения масштаба проблемы стало рассмотрение проблемы администрирования розничного акциза на заседание коллегии МВД с участием министра финансов 23 августа этого года. Казалось, при чем здесь МВД? Вероятно, что объемы уклонения от налогообложения стали заметны уже не только в статистике ГФС. Возможность для розничных продавцов покупать сигареты в безналичной форме или за наличные позволяет не показывать эти операции в обороте. Следовательно, платить розничный налог - фактически добровольное дело», — говорит Александр Яворский. Большинство, естественно, не платит. Сокращение поступлений наблюдается в 16 из 24 областей Украины. Как результат, потери бюджета только в этом году оцениваются в 2,2-3 млрд грн. Свыше 65% налога находится в тени.

«Во-первых, отказаться нужно от вранья. Мы не можем говорить о том, что у нас девять налогов, и под налогом на имущество вводить три разных налога: налог на землю, на недвижимое имущество и на транспорт. Во-вторых, если говорить о налогах, которые нуждаются в системной доработке, то я бы назвал налог на недвижимое имущество, который должен облагать не метры, как в 19 столетии, а стоимость. Потом речь идет о местном акцизе, который собирается на 50%. Систему сбора налога следует поменять», — сказал в интервью «Экономической правде» глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Розничные торговцы покупают по наличному или безналичному расчету и не показывают это в своем обороте

Многие торговцы используют возможность продажи сигарет за наличные без уплаты 5% налога чем существенно понижают цены на рынке, генерируя большой поток неучтенных наличных средств и документарного кредита по НДС

Многие розничные торговцы покупают оптовую лицензию на торговлю сигаретами и занимаются кроме обычной торговли, перекладкой товара, уклоняясь от уплаты налогов

Уклоняясь от уплаты налогов, недобросовестные оптовики и розничники контрабандой переправляется сигареты в страны ЕС
КАК МОЖНО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ?
Отменить налог. Против такого решения выступает Ассоциация городов Украины, по данным которой, 83,7% в структуре доходов местных бюджетов – поступления, которые зависят от решений органов государственной власти. Местные власти заинтересованы увеличивать долю собственных доходов. И розничный налог — один из них.

Перенести розничный акциз в структуру национального акциза. Опыт рынка топлива показал, что эта система может работать неэффективно. Весной Министерство финансов признало, что эту модель сложно воплотить в жизнь и для этого необходимо внести комплексные изменения в некоторые законы. Ввиду сложности администрирования, на места возвращается не весь налог, поэтому против такой инициативы может выступить Ассоциация городов.

Переложить обязательство уплаты 5% акциза с розничного на оптового торговца - модель налогового агента. В Украине выдано около 60 тыс. лицензий на розничную торговлю табаком и всего 115 — на оптовую, поэтому контролировать оптовиков гораздо проще. Такой подход поддерживает табачной отраслью, госорганами в лице ГФС и Минфина. Ассоциация городов также поддерживает такую идею при условии, что налоги будут справедливо и в полном объеме распределяться в местные бюджеты.
Трансформация розничного акциза с продажи сигарет позволит привлечь в бюджет дополнительные 3 млрд грн
ВЫГОДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА:
Дополнительные поступления в бюджет на уровне 3 млрд грн с первого года действия (за счет выведение с тени 5% и НДС).

Уменьшение контрабанды и контрафакта сигарет из-за искоренения возможности уклоняться от уплаты налогов.

Упрощение контроля и администрирования за уплатой налогов.

На украинском табачном рынке сложилась непростая ситуация и некоторые эксперты делают неоднозначные высказывания против табачной индустрии. Чиновникам и инвесторам нужно садиться за стол переговоров. Табачная отрасль играет важную роль для экономики страны, поэтому государство заинтересовано в сохранении рабочих мест на фабриках, увеличении экспорта, что приводит к росту валютной выручки, и сокращении доли нелегальной продукции, которая не приносит в бюджет ни копейки. Ведь только в диалоге рождается истина.