Почему все хоронят Tesla, а она никак не умрет - фото

Почему все хоронят Tesla, а она никак не умрет

28 декабря 2019, 20:00

Акции Tesla впервые в истории превысили $400, и компании обещают большое будущее в следующем десятилетии.

Коротко:

— когда Tesla находилась на грани банкротства

— как Илона Маска уволили из его же компании

— что общего у Tesla и iPhone

С колько нужно Илонов Масков, чтобы вызвать дикое раздражение у миллионов людей по всему миру? Правильно, один. Но, похоже, что даже самым ярым хейтерам придется согласиться с гением калифорнийского миллиардера, поскольку дела у его компаний идут все лучше и лучше.

Видео дня

В 2007-м году ключевые производители смартфонов, включая Nokia, Sony Ericsson, Motorola, HTC и т. д., не особо верили в успех абсолютного неофита на рынке — Apple iPhone. Этот гаджет стал первым сенсорным смартфоном в современном понимании, но тогда было сложно понять, кому может понадобиться телефон со сплошным экраном и без кнопок набора.

Тем не менее, выход первого iPhone и его следующей версии с поддержкой мобильной сети 3G оказались ключевыми событиями в формировании индустрии гаджетов в XXI веке. То, что сперва воспринималось как нечто очень непрактичное и непонятное, сейчас является основой для всех без исключения моделей смартфонов. И, да, Apple продолжает быть локомотивом инноваций на рынке.

Похожая ситуация происходит и с американским производителем электрокаров Tesla, который принадлежит инженеру и предпринимателю Илону Маску. Начиная свой путь как небольшой одиночный проект в середине 2000-х, многие автоэксперты не очень-то понимали, о каких электрокарах вообще идет речь, и кто отдаст $100 тыс. за страшненькую сестренку Lotus Elise, которая может проехать всего несколько сотен километров.

carthrottle.com
Фото: carthrottle.com

Tesla продала всего несколько сотен своих первых электрокаров Roadster, находилась на грани банкротства в 2008-м и выпустила свою следующую модель только через четыре года. Но, один лишь Маск знал, что все это — часть глобальной автомобильной революции, и уже через 10 лет его электрокары будут бить рекорды продаж в мире, а именитые автопроизводители — бороться за право называть свои модели конкурентами Tesla.

На днях акции Tesla превысили отметку в $400, что стало историческим рекордом в компании. Продажи бюджетных электрокаров Model 3, выход новых моделей в ближайшие годы и развитие технологий аккумуляторных батарей сулят компаний отличные перспективы на следующее десятилетие.

Tesla

Фото: Tesla

Tesla снова на подъеме


19 декабря 2019-го акции Tesla поднялись на уровень $400 за единицу, а по состоянию на сегодня эта цифра выросла до $430. Предыдущий рекорд стоимости акций компании был установлен в июне 2017-го, когда за них просили $383. Это событие могло шокировать тех, кто был уверен, что Tesla умеет только тратить деньги, а не зарабатывать их, и компания находится в постоянном убытке из-за чего вот-вот станет банкротом.

В последние годы в медиа часто говорили о возможном крахе Tesla, особенно на фоне прошлогоднего увольнения Илона Маска с поста председателя совета директоров компании, и ежеквартальных убытков Tesla в миллиарды долларов. Но, как говорится, критики лают, а караван электрокаров идет.

Несмотря на убытки и разногласия по поводу будущего полностью электрических автомобилей, недавно Tesla начала производство своих авто на новом заводе Gigafactory 3 в Шанхае, а следующей производственной линией компании станет Gigafactory 4 в Берлине. Аналитики связывают неожиданный рост акций Tesla именно с этими событиями. Дескать, если компания открывает новые заводы в Европе и Азии, планируя наращивать производство своих машин — инвесторы уверены, что Tesla будет расти и продавать еще больше электрокаров.

Кстати, о продажах: бюджетная модель Model 3 в этом году несколько раз била рекорды поставок среди электрокаров в Европе и по всему миру, а с января по октябрь 2019-го Tesla продала около 255 тыс. Model 3. С такими темпами, планы Илона Маска продавать миллионы электрических машин в год могут осуществиться.

Парадоксально, но именно запуск хитовой Model 3 стал причиной огромных потерь Tesla в 2017-м и 2018-м. Увлекаясь разговорами о возможном банкротстве калифорнийской компании, критики не ожидали, что идея Илона Маска производить «массовый электрокар» заработает, а люди по всему миру влюбятся в это авто и начнут покупать его гораздо чаще, чем дорогие Model S и Model X.

arstechnica.com
Фото: arstechnica.com

«Убытки Tesla в значительной степени отражают быстрый рост компании. Если бы компания решила почивать на лаврах после запуска Model S, она, вероятно, могла бы получить годы небольшой, но стабильной прибыли от продажи этого автомобиля. Точно так же, если бы Tesla не запустила Model 3, Model S и X получили бы значительную прибыль за последние пять лет», — пишет обозреватель ArsTechnica Тимоти Б. Ли.

Эксперт уверен, что все слухи о банкротстве Tesla были преувеличены. Умышленно вливая миллиарды долларов в строительство новых платформ для производства Model 3, Tesla, очевидно, не могла заработать на этом сразу, из-за чего компания несла огромные убытки. Но, теперь у компании есть полноценный массовый автомобиль, и хоть на нем можно заработать меньше, чем на Model S/X, продажи Model 3 в разы опередили поставки двух других электрокаров Tesla.

«Model 3 настолько дешевая, что миллионы людей могут позволить себе купить ее. И если они это сделают, Tesla легко получит прибыль в миллиарды долларов, потраченных на создание заводов», — сообщает Ли. Прибыль почти в $1 млрд после второго и третьего квартала 2019-го подтверждает, что Model 3 оправдала потраченные на нее ресурсы.

НВ не раз сравнивало Model 3 с ее конкурентами, и, действительно, этот электрокар с базовой ценой в $40 тыс. выигрывает по всем параметрам у любых других моделей своего сегмента. Конечно, объемы поставок Tesla не сравнить с миллионами ежегодных продаж у гигантов вроде Toyota, Volkswagen и Ford, но, стоит учитывать, что электрокары сегодня занимают всего 2% на мировом авторынке, и сотни тысяч проданных Model 3 всего за пару лет — это фантастический скачок в развитии для этой компании.

Можно долго рассуждать по поводу будущего авто с ДВС и полностью электрических машин. Да, все автопроизводители вынуждены сокращать количество вредных выбросов своих авто и отказываться от самых мощных и дизельных двигателей. И да, запас хода электрокаров и время на их зарядку пока остаются главным недостатком в сравнении с авто на ископаемом топливе.

Но теперь сложно поспорить с тем, что у Tesla получилось создать свой iPhone, на который сегодня так или иначе равняются все автомобильные компании. После ничтожных продаж первого Roadster в 2008-м, Маск и Ко на примере Model 3 и сети зарядок Supercharger доказали, что электрокар может быть практичным, современным, быстрым и при этом стоить не все деньги мира.

USA Today

Фото: USA Today

Что было не так с Tesla?


Возвращаясь к причинам критики Tesla, стоит отметить, что у автомобильных экспертов и аналитиков действительно были предпосылки для заявлений о скорой «смерти» компании. Во-первых, Tesla практически всегда не справлялась с обещанными сроками поставок и производства автомобилей.

В начале производства Model 3 в 2017-м Tesla никак не могла выйти на запланированный график 5 тыс. машин в неделю. Илон Маск связывал это с проблемами в автоматизации линии сборки и даже обещал ночевать на фабрике, пока дела не пойдут в гору. Из-за этого тысячи покупателей, которые внесли предоплату, буквально стояли в очередях и были вынуждены ждать свои авто гораздо дольше, чем этого обещала компания.

Во-вторых, огромная доля электрокаров Tesla, особенно в начале производства Model S и Model X, доставались покупателям с заводским браком. Инсайдеры из Tesla подтверждали, что в компании есть специальная стоянка, на которой инженеры исправляют мелкие дефекты вроде царапин, люфтов, повреждений, неисправностей некоторых механических деталей и т. д.

Подобная ситуация была и с новой Model 3: некоторые владельцы электрокара замечали, что авто уже с завода поставляли с царапинами и сколами на кузове, остатками мусора под слоем краски, а также неправильной геометрией, — разными зазорами между капотом, крыльями, багажником и дверьми. Возможно, это было связано со спешкой во время сборки, но в Tesla решили не останавливать производственную линию и постепенно решали проблемы с качеством своих машин.

Еще несколько скандалов были связаны с проблемами после обновления программного обеспечения авто, жалобами нескольких сотен владельцев Model S на занижение количества лошадиных сил в машинах, и обвинениями системы Autopilot Tesla в смертях людей после ДТП. Хотя, интеллектуальные помощники в управлении Tesla не являются полноценным автопилотом, и водители этих электрокаров не должны полностью доверять системе автономного вождения. Детальнее об автопилоте в Tesla и других авто мы писали здесь.

Ну и, конечно, третьей и самой главной причиной многих неудач Tesla является сам Илон Маск. Кроме армии хейтеров, у этого миллиардера есть миллионы поклонников, с которыми он общается в Twitter. Стараясь быть ближе к людям, Маск часто постит на своей странице мемы о cебе и о Tesla, троллит конкурентов и остро реагирует на главные новости в индустрии.

Иногда такая модель поведения приводила к серьезным скандалам: в прошлом году Маск назвал педофилом британского дайвера, который спасал детей в Тайланде; а через несколько месяцев после этого он написал в Twitter, что выкупит Tesla у акционеров, когда ее акции вырастут до $420. Комиссия по ценным бумагам и биржам США сочла это за манипуляцию на рынке ценных бумаг, после чего Маска уволили с поста председателя совета директоров Tesla и обязали лично выплатить $20 млн штрафа (еще $20 млн должна выплатить Tesla).

В сети также появлялись слухи, что совет директоров Tesla критиковал Маска за частые публикации в Twitter поздней ночью и употребление наркотиков. А после того, как Илон Маск покурил марихуану в прямом эфире радиошоу, в NASA попросили его больше не делать это публично.

Tesla

Фото: Tesla

Что будет с Tesla?


Кроме строительства новых заводов в Китае и Германии, которые должны увеличить продажи Model 3, Tesla уже анонсировала новые модели. В частности, огромные надежды полагают на бюджетный кроссовер Model Y, который является увеличенной версией Model 3. Ранее, глава компании Илон Маск заявлял, что Model Y получит 76% общих деталей с Model 3, а кузов кроссовера всего на 10% больше, чем у самой дешевой модели производителя.

НВ уже сравнивало заявленные характеристики Model Y с другими представителям этого класса. Базовая версия авто будет стоить около $47 тыс., и, похоже, что, как и Model 3, Model Y не оставит шанса своим конкурентам в запасе хода и ускорении с нуля до 100 км/час. Поставки Model Y должны начаться к осени 2020-го, и, учитывая огромный спрос покупателей по всему миру на кроссоверы — эта модель может стать новым бестселлером и заставить людей быстрее пересаживаться на электрокары.

Кроме этого в ближайшие годы должен появиться первый полностью электрический грузовик Tesla Semi и новое поколение Tesla Roadster, ну а недавняя презентация пикапа Tesla Cybertruck стала одним из главных медийных событий 2020-го. Маск написал в Twitter, что его компания получила 250 тыс. заказов на эту модель, но серийное производство мультяшного бронированного грузовика начнется только в 2022 году.

Помимо производства электрокаров, Tesla планирует создать и флот беспилотных такси. Одной из главных целей компании в долгосрочной перспективе является не продажа авто, а создание парка в миллионы автономных машин, которые будут служить как такси и каршеринговый сервис, принося производителю гораздо больше денег. Недавно в Tesla заявили, что одно так называемое «роботакси» сможет приносить компании около $330 тыс. прибыли за все время своей работы.

Несмотря на скептическое отношение разных игроков рынка к полностью электрическим авто, главные автокорпорации все же движутся в этом направлении, и опыт Tesla доказал им, что электрокар — это принципиально другой автомобиль, в сравнении с машинами на ископаемом топливе. Попытки производителей засунуть электрическую силовую установку в модели, сконструированные под ДВС пока не увенчались успехом.

Именно поэтому Tesla и смогла достичь успеха без десятилетий опыта в автомобилестроение, и сейчас те же гиганты Volkswagen и Ford пытаются навязать ей конкуренцию в виде совсем не характерных для этих брендов моделей ID.3 и Mustang Mach-E. Ну а в премиальных Audi, Mercedes-Benz, BMW и Porsche создают революционные зарядки, которые могут менее чем за час полностью заряжать батарею электрокара, продвинутые системы рекуперации и сохранения электроэнергии, инновационные мультимедийные системы — в общем, всячески пытаются доказать, что лучше переплатить за их экологически чистые авто, чем покупать Tesla.

Хотя, как показывает практика с новым Taycan, даже электрический Porsche не может обогнать Model S. При том, что немецкий электрокар стоит почти в два раза дороже, чем американский.

Вселяют надежду на успешное будущее Tesla и тренды с отказом от авто на ископаемом топливе, а также развитие технологий аккумуляторных батарей. В отчете BloombergNEF указано, что стоимость производства батарей для электрокаров снизилась почти на 86% и теперь составляет $156 за один кВт-ч. Дальнейшее снижение цен и оптимизация производства позволят сделать еще больше моделей электрокаров доступными для массовой аудитории.

В период с 2010-го по 2020-й электрокары стали хоть и незначительной, но чрезвычайно важной частью рынка, и даже в Украине существуют сети зарядных станций для нескольких тысяч полностью электрических авто. Нескольких сотен километров запаса хода на одном заряде теперь вполне хватает для экономной и эффективной езды в городе, хотя и дальние поездки до сих пор остаются слабым местом электрокаров.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X