Вестсайдская история: рецензия на первый мюзикл в фильмографии Стивена Спилберга

12 декабря 2021, 12:30
Цей матеріал також доступний українською
Мюзикс Спилберга — наполненная страстью, молодостью и мудростью картина (Фото:Кадр из фильма)

Мюзикс Спилберга — наполненная страстью, молодостью и мудростью картина (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Вестсайдская история — проект мечты Стивена Спилберга.

Валерий Мирный

кинообозреватель НВ

Знаменитый режиссер, работавший во многих жанрах и многие жанры перепридумавший, хотел снять мюзикл давно, а к Вестсайдской истории — своему любимому мюзиклу — пытался подступиться еще 25 лет назад. Но тогда был не готов.

Видео дня

Вестсайдская история — золотая классика жанра. Оригинальная бродвейская постановка вышла в 1957 году. А уже в 1961-м историю драматического противостояния двух нью-йоркских уличных банд превратили в фильм режиссеры Джером Роббинс и Роберт Уайз. Та картина удостоилась десяти премий Оскар. Версия Спилберга 2021 года тоже, скорее всего, будет претендовать не на одну позолоченную статуэтку.

1. Сюжет

Нью-Йорк. 50-е. Район Вест-Сайд потихоньку уничтожают бульдозеры и экскаваторы: расчищают место для будущего Линкольн-центра. На практически руинах борются за место под солнцем две банды. Одна состоит из нищих потомков местных (Ракеты), другая — из таких же нищих, но только приезжих, пуэрториканцев (Акулы).

Ребята ненавидят друг друга тяжело и упорно. И когда на танцах знакомятся и тут же искренне влюбляются, имеющий отношение к Ракетам Тони и сестра главаря Акул Мария, ненависть эта получает новое трагическое измерение.

И Тони, и Мария стоят выше конфликта и более того пытаются его прекратить. Но у внезапно возникшей любви мало козырей против давно укорененной ненависти.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

Мюзикл Вестсайдская история — это такая урбанистическая версия Ромео и Джульетты. Вместо Вероны XVI столетия, Нью-Йорк середины прошлого. Вместо враждующих семей — враждующие уличные банды. Природа конфликта, соответственно, другая.

В современных городских условиях его причины уходят корнями в экономическую нищету, социальную неустроенность, недоверие своего к чужому. И в красочной и страстной адаптации 1961 года проявлением вышеперечисленного был расизм. Пуэрториканских Акул тогда ненавидели именно по этой причине, причем все: и Ракеты, и полиция. С этой точки зрения та картина при всех своих выдающихся достижениях выглядит довольно устаревшей. В то же время она полностью отражала свою эпоху.

Фильм Спилберга, несмотря на то что режиссер решил не переносить действие в современность, отражает время наше. Вернее, их, американское. И это, наверное, основной ответ на вопрос «Зачем великий режиссер решил снять свою версию мюзикла?». Он пересказал эту подзабытую, но многогранную историю так, что ее будет интересно смотреть здесь и сейчас. Обновил классику. Пересобрал ее послание.

В этом ключе очень важным видится начало новой картины. В первой же сцене мы становимся свидетелями процесса разрушения Вест-Сайда, расчищения старого и коренного для постройки нового и дорогого. Тема джентрификации — уничтожения исторической застройки в пользу недвижимости для богатых актуальна для жителей американских (и не только) мегаполисов как никогда.

И для фильма Спилберга она системообразующая: режиссер изымает расизм как двигатель вражды и заменяет его борьбой за постоянно уменьшающуюся территорию. За буквально место под солнцем. При этом нищета и страх чужого среди причин для ненависти остаются. Они просто подпитываются теперь другим.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Это все — фон фильма Вестсайдская история. На первом плане здесь история любви Тони и Марии. Первый недавно отсидел, и осознав, что мир больше вражды Ракет и Акул, решил начать жизнь с чистого листа. И встреча Марии могла бы стать идеальной точкой отсчета.

Мария недавно приехала из Пуэрто-Рико, устроилась на работу и тоже мечтает о чем-то большем. О воплощении пресловутой американской мечты. Но у обоих есть крючки, которые не дают им взлететь. У первого это друг Рифф — вожак Ракет, который пытается вернуть Тони обратно в банду. У второй это брат Бернардо — вожак Акул, боксер и поборник традиций.

Весь фильм ребята будут пытаться сбросить эти цепи.ю и чем сильнее будут стараться, тем жестче будут в них же запутываться.

Их любовь — цветок посреди свалки, надежда посреди нищеты слишком хрупка. И, наоборот, слишком сильна ненависть и обстоятельства.

Последнее — важный момент для фильма Вестсайдская история. Ответ, который дает финал картины, трагичен и необратим. Но вопрос «Что сильнее: обстоятельства или стремление человека вырваться из них?» вечен. Задавать его будут всегда, и всегда будут находиться те, кто как Тони и Мария будет пытаться обмануть судьбу.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

Упаковать остросоциальные темы в мелодраматический мюзикл — задача сложная, требующая вдумчивого и медленного подхода. И во всем в фильме Вестсайдская история этот подход виден. Видно, как Спилберг вместе со своей командой кропотливо собирали картину, как продумывали каждый новый элемент.

В отличие от переполненной красками и снятой по большей части в павильонах версии 1961 года, в новой картине режиссер решил рассказать эту историю более натуралистично и приземленно. Съемки здесь в основном проходили на локациях, в Бруклине, Гарлеме и Нью-Джерси, что сообщило фильму атмосферу живой улицы. Естественно выглядят и сами герои: их одежда, драки, кровь.

При этом Спилбергу и его частому оператору Янушу Камински удалось создать ощущение спектакля, разыгрываемого представления. Получился такой мюзикл у вас за углом. И сила вопросов, заложенных в Вестсайдской истории, от такого подхода (спектакль с песнями и танцами на пусть кинематографическом, но все равно реалистичном фоне) только увеличилась.

Плюс: тяжелый хронометраж картины (156 минут) благодаря реалистичности пополам с кинематографическими изысками переносить гораздо легче.

Дебютантка Рэйчел Зеглер и Энсел Эльгорт, играющие центральную пару Тони и Марию, подобраны идеально. Они талантливы, красивы и хорошо смотрятся вместе.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

За душу берут и некоторые второстепенные персонажи. Подруга Марии Анита (Ариана ДеБос) — швея и жена Бернардо — единственная, кто поддерживающе относится к их с Тони связи. Видя мир шире других, Анита не отворачивается от Марии даже когда последняя прощает своему возлюбленному убийство. Но, будучи человеком гордым, она не может простить обиду, нанесенную ей Ракетами в финале фильма, и в порыве отчаяния и обиды мстит Тони. Ее месть оборачивается очередной трагедией.

Не просто данью уважения видится кастинг Риты Морено на роль Валентины — хозяйки местного магазинчика. Морена играла Аниту в фильме 1961 года. И здесь у нее тоже сложная роль человека, много повидавшего и любящего как Тони, так и остальных ребят. Трагедия Валентины в том, что любя и поддерживая их, она не может изменить ход событий, и все что ей остается — наблюдать как те, у кого было будущее, своими же руками шаг за шагом вычеркивают себя из него.

Признаком сегодняшнего видится и новое прочтение второстепенного персонажа по имени Энибадис. В фильме 1961 года это была такая девушка-пацанка, которая хотела вступить в ряды Ракет и получала постоянные отказы. У Спилберга Энибадис — трансгендерный мужчина с такими же устремлениями. В конце фильма его все-таки принимают, но слишком поздно: существование Ракет, как и Акул, видится сомнительным в свете финала ленты.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Вестсайдская история — вердикт НВ

9/10

Мюзикл — жанр, в котором про чувства поют и танцуют. Тонкий лед. Но если удается по нему пройти, появляются щемящие, создающие эмоциональный резонанс истории.

Мюзикл Стивена Спилберга получился именно таким. Это наполненная страстью, молодостью и мудростью картина, в которой между трагическим финалом и послевкусием появляется парадоксальная дистанция: пусть в этот раз любовь проиграла, но любить и стремиться прыгнуть выше головы от этого захотелось даже больше.


Вестсайдская история

West Side Story

2021 год

США

Режиссер — Стивен Спилберг

В главных ролях: Рэйчел Зеглер, Энсел Эльгорт, Майк Фейст, Ариана ДеБос, Дэвид Альварез, Рита Морено, Кори Столл и другие.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X