Параллельные матери: Пенелопа Крус расставляет мертвых и живых по местам в новом фильме Педро Альмодовара

6 февраля, 11:30
В украинский прокат вышел фильм Параллельные матери (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Параллельные матери (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Параллельные матери — новая драма Педро Альмодовара — режиссера, за именем которого скрывается целая вселенная: красочная, мелодраматическая, чувственная, свободная и, как казалось до выхода Матерей, потихоньку уходящая в ностальгию.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

По крайней мере, на такие мысли наталкивали последние полнометражные картины Альмодовара — хулиганские Кожа, в которой я живу и Я очень возбужден, и ретроспективная драма Боль и слава, в которой режиссер оглядывался на свою жизнь и приходил к меланхоличным выводам.

Видео дня

Но фильм Параллельные матери совершенно не такой. В этой политически заряженной личной истории двух одиноких женщин взгляд у Альмодовара как никогда острый и направлен в будущее.

1. Сюжет

Наше время. Роддом где-то в Испании. В нем встречаются две женщины. Одна постарше — Джанис (Пенелопа Крус), другая раза в полтора моложе — Анна (Милена Смит). Обе одиноки, но если Джанис беременность в некотором роде планировала и рада ей, то для неопытной Анны положение, в котором она оказалась, — неприятная неожиданность. Она даже точно не может сказать, кто отец.

Судьбы женщин и судьбы их детей с момента встречи в роддоме мелодраматическим образом переплетаются. Сначала незаметно, но со временем эта связь проступает сильнее, и по мере продвижения сюжета вперед, когда выстраивается цепочка поколений, в которой Анна и Джанис всего лишь звенья, она переплетается еще и с прошлым страны.

Джанис — она в фильме центральная фигура — фотограф, и на одной из фотосессий знакомится со специалистом по судебно-медицинской археологии Артуро. Он становится отцом ребенка Джанис, но их связь не только физическая. Через нее раскрывается вторая, самая важная тематическая линия фильма: Джанис просит Артуро заняться эксгумацией останков своего расстрелянного во время Гражданской войны прадеда.

Этот символический акт должен установить прервавшуюся связь с прошлым для тети Джанис, да и для молодой женщины тоже.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Исполнение

Первая в новом десятилетии полнометражная работа страстно любимого в Украине испанца Педро Альмодовара знаменует поворот в его фильмографии от ретроспективного направления — почетного и логичного, учитывая возраст автора, но закольцованного на себе и поэтому в некоторой степени бесперспективного — к темам, которые существуют вовне. В данном случае — в Испании.

Можно даже сказать, что закрыв беспокоившие его вопросы в автобиографическом фильме Боль и слава, ощутив на себе терапевтический эффект от примирения с прошлым, Альмодовар решил помочь закрыть зияющие открытой раной вопросы прошлого теперь испанского. В этом разрезе новая картина — первое настолько ясное социополитическое высказывание в карьере режиссера.

В фильме Параллельные матери нету оформленного в китч хулиганства Альмодовара 80-х, а ярко выраженная мыльная опера пополам с возвышенной драмой его работ 90-х и «нулевых» здесь намеренно приглушена. Голос автора в Матерях тверд и почтительно тих: ведь разговор он ведет о мертвых, без примирения с которыми не будет счастливого будущего у живых.

При этом в первых двух актах фильм Параллельные матери — это такая хоть и приглушенная, но типичная для Альмодовара мелодрама с неожиданными поворотами, которые обеспечивают возникновение у героинь сложных чувств. Слово эксгумация здесь звучит в самом начале, и дальше мы погружаемся в мир вполне себе живой Джанис — потомственной матери-одиночки, жизнь которой с одной стороны потихоньку укладывается в привычное для ее семьи русло, а с другой — что-то женщине не дает покоя.

Пенелопа Крус, получившая за эту роль Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля, давно не играла персонажей не просто настолько сложных, но и символически важных. Все свои эмоциональные состояния Джанис переживает стойко, с вызовом и чувством ответственности. Она в фильме главная мать, и более того — она должна научить материнству Анну, передать ей эстафету. Происходит это постепенно, потому что Джанис в процессе сама не понимает куда она стремится, куда идет.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Альмодовар выкладывает карты на стол неторопливо, по очереди, и проводит через бурю эмоций не только Джанис, но и Анну. В сильном исполнении впервые снимающейся у режиссера Милены Смит Анна — ребенок, который постепенно становится взрослым. Если Джанис — главная мать, и символически она отвечает за настоящее, то Анна — это еще неопределившееся будущее. Борьба в фильме идет во многом за нее.

Есть у Альмодовара и третья мать — мать Анны, Тереза, в прекрасном исполнении тоже впервые снявшейся у режиссера Айтаны Санчес-Хихон. Тереза предпочла материнству карьеру. Выбор ее тверд и обоснован, но будучи женщиной сложной и совестливой, она стремится все равно его оправдать. Тереза здесь символическое прошлое, лишенное семьи.

Подсознательная сюжетная нить с эксгумацией прадеда Джанис и вообще с раскопками братской могилы полноценно проступает в сознании фильма лишь в третьем акте, когда клубок проблем, в которых увязли героини, становится совсем уж неразрешимым. И разрешается он исключительно благодаря обставленной чрезвычайно деликатно, словно таинство, сцены раскопок. Альмодовар подводит своих героинь и зрителей к катарсису насколько тихому, настолько и громкому. Переживаемому через понимание характеров, которые режиссер раскрыл за прошедшее время и через щемящую музыку его давнего соратника Альберто Иглесиаса.

Не будь такого финала, героини бы так и продолжили всю жизнь дон кихотами бороться с ветряными мельницами собственных страхов.

Причем сил для борьбы им бы хватило. «Мы все должны быть феминистками», — гласит надпись на футболке Джанис в одной из сцен. И это не только послание режиссера вовне. Это описание героинь его фильма — женщин, справляющихся со своими проблемами своими силами и принимающих окончательные решения, какими бы тяжелыми они не были.

Артуро — единственный мужчина в этой истории, человек хоть и неплохой, но сомневающийся. Он разрывается между женой и любовницей (Джанис) и выполняет функцию хоть и важную, но вспомогательную: помогает с раскопками.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Параллельные матери — вердикт НВ

9/10

Фильм Параллельные матери раскрывается перед зрителем постепенно. Здесь нет криков и надрыва. Даже интерьеры в картине хоть и по-альмодоваровски эклектичны, но их вычурность зрелая и сдержанная: перед нами, как это часто бывало у Альмодовара, дизайнерская интерпретация эмоций, переживаемых главными героинями.

Также и сам фильм можно назвать зрелым и сдержанным. Единственный мощный пик здесь — это катарсический финал, который уносит сюжет и терпеливого зрителя к темам вечным и лежащим за локальной историей Джанис и Анны: примирения с прошлым, которое дает покой уставшей душе.


Параллельные матери

Madres paralelas

2021 год

Испания

Режиссер — Педро Альмодовар

В главных ролях: Пенелопа Крус, Милена Смит, Айтана Санчес-Хихон, Исраэль Элехальде, Росси Де Пальма, Хульета Серрано и другие.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X