Мюнхен. На пороге войны: рецензия на драматический триллер про попытки остановить Гитлера

30 января, 12:05
Фильм Мюнхен прекрасно чувствует себя в своей тарелке (Фото:Кадр из фильма)

Фильм Мюнхен прекрасно чувствует себя в своей тарелке (Фото:Кадр из фильма)

На стриминговом сервисе Netflix вышел фильм Мюнхен. На пороге войны — созданный в копродукции между Британией и Германией драматический триллер про исторические события, которые по состоянию на украинскую зиму 2021−2022 выглядят пугающе знакомыми.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

Режиссером картины стал немец Кристиан Швохов, снявший пару серий из третьего сезона сериала Корона. Ключевые роли играют сплошь очень приятные артисты: Джереми Айронс, Джордж Маккей, Сандра Хюллер и Яннис Нивенер.

Видео дня

И стоит признать, что несмотря на то, что исход событий, показанных в фильме, всем известен, у них получилось сделать напряженное, трогательное, актуальное и заслуживающее внимание кино.

1. Сюжет

1932 год. Оксфорд. Трое друзей: немец (Яннис Нивенер), еврейка (Лив Лиза Фрис) и англичанин (Джордж Маккей) празднуют выпуск. На следующий день первые двое отправляются в Германию засвидетельствовать перерождение нации. Англичанин же останется в Лондоне делать карьеру в офисе премьер-министра Невилла Чемберлена (Джереми Айронс).

1938-й. За шесть прошедших лет англичанин (его зовут Хью) и немец (его зовут Пауль) рассорились на почве диаметрально разных представлений о фюрере. Последний же, набравшись сил и наглости, решил расширить жизненное пространство для своего «монолитного расового ядра» и нацелился на Чехословакию.

Чемберлен, который здесь один отдувается за весь Запад, пытаясь предотвратить войну, летит в Мюнхен, чтобы уговорить Гитлера ограничиться Судетами. Примерно в это же время разочаровавшемуся в фюрере Паулю попадает в руки секретный документ, подтверждающий то, что и так всем известно: Судетами Гитлер не ограничится.

Заручившись помощью Хью, он пытается встретиться с наивным Чемберленом и открыть тому глаза на истинные планы лидера Третьего Рейха.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Исполнение

История в фильме Мюнхен. На пороге войны увеличивается под микроскопом вплоть до мелких шестеренок. Когда беготня обычных секретарей между кабинетами выглядит остросюжетным передвижением маховиков времени. Мелкие камушки, что вызывают гигантский оползень. Соломинка, что заставит верблюда упасть.

За основу сценария фильма взят роман Мюнхен англичанина Роберта Харриса, в котором детально описывались четыре дня окружающих то самое Мюнхенское соглашение 30 сентября 1938 года. Его главные действующие лица (те самые молодые Хью и Пауль) выдуманы, но так называемый «сентябрьский заговор» по свержению Гитлера среди некоторых немецких офицеров (они мелькают в картине Кристиана Швохова) зрел уже тогда. Таким образом, фильм Мюнхен. На пороге войны соединяет в себе историческую правду и детализированный вымысел, с помощью которого мы в эту правду погружаемся, и кое-что о ней понимаем.

Личные истории англичанина Хью и немца Пауля с драматической точки зрения довольно просты: первый растерян и разочарован в своей жизни, что не ускользнуло от его жены, второй потерял веру в фюрера и в будущее, потеряв из-за антисемитской политики нацистов девушку. Им обоим нужны новые цели и новые смыслы. Толчком в этом направлении становится проект по встрече с Чемберленом и передаче ему секретного документа об истинных планах Гитлера.

И вот тут, когда личный уровень фильма, его ядро отходит на второй план, а на первый выходит геополитическая оболочка, и происходит самое интересное. Жизни Хью и Пауля сжимаются до их цели. Молодые люди прилагают огромные усилия, чтобы раскрыть глаза условно цивилизованному миру, который раскрывать их совершенно не хочет. Здесь проявляется конфликт молодых и стариков. Тех чье будущее осталось уже в прошлом и тех, у кого это будущее вот-вот заберут.

В то же время фильм Швохова не категоричен, что с одной стороны делает его открытым для критики, а с другой дает спокойно рассмотреть не только Хью и Пауля, но и остальных участников событий. Например, Чемберлен здесь предстает не трусом или маразматиком, а человеком, который смотрит на цель и не видит ее. У Айронса очень живо получилось передать энергичное желание своего персонажа предотвратить войну и одновременно нежелание замечать главное: как его же политическая мелочность разбивается об идеологический монолит Гитлера.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Происходит в фильме Мюнхен. На пороге войны и прикосновение ко злу. И зло у Швохова, несмотря на некоторую карикатурность образа Гитлера, не опереточное. Гитлер здесь (его играет отличный немецкий актер Ульрих Маттес) — сгусток фанатичной убежденности в своей искаженной картине мира. В том, что поднять нацию с колен можно исключительно за счет других. На его стороне молодое поколение Германии, и на примере тоже фанатичного по своей природе Пауля видно, как идеология проникает в неспособных мыслить критично людей.

Глаза у парня открываются только когда трагедия происходит с его близким человеком. До этого он просто отсекал то, что его неплохая, по сути, натура не принимала и внимательно слушал то, что его уязвленная гордость хотела услышать. В этом часто и заключается трагизм подобных глобальных заблуждений.

Хью в этом плане человек гораздо менее уязвимый.

У немца Пауля внутренний конфликт упирается в гордость и чувство вины, у англичанина в такой жизненный расфокус: он получает мало удовольствия от работы в офисе премьер-министра, и ноль от нахождения рядом со своей семьей. Эмоциональная встряска, испытанная парнем в Мюнхене, осознание того, что все, что он имеет, он может скоро потерять, помогает Хью понять ценность в первую очередь семьи.

Тут и кроется ответ на вопрос, почему при том, что исход истории с Судетами и Мюнхеном всем известен, фильм На пороге войны интересно смотреть. Его персонажи прописаны просто, но по делу, а их приключения показаны режиссером с интонацией отчаянной решительности.

Они действительно очень старались и пусть соломинкой, которая сломает спину монстру ребята не стали, но про себя в ходе стрессовых событий кое-что поняли и с мыслями собрались. В их сюжетных арках, даже в сюжетной арке Чемберлена, отражаемся не просто мы, но наши опасения по поводу довольно похожей ситуации, происходящей прямо сейчас.

Когда катастрофа не разгорелась, но надежда начала осыпаться и помочь может только информированность, решительность и смелость.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Мюнхен. На пороге войны — вердикт НВ

8/10

Фильм Мюнхен. На пороге войны не претендует на то, на что ему претендовать не надо, и прекрасно чувствует себя в своей тарелке: это предельно ясная, сжатая в кулак история о последней попытке достойных людей предотвратить войну. Несмотря на то, что предотвратить ее у них не получилось, усилия героев не пропали зря, поскольку они поняли многое про себя, про врага и про будущее, за которое им предстоит бороться.


Мюнхен. На пороге войны

Munich — The Edge of War

2021 год

США

Режиссер — Кристиан Швохов

В главных ролях: Джереми Айронс, Джордж Маккей, Яннис Нивенер, Сандра Хюллер, Лив Лиза Фрис, Аугуст Диль и другие.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X