Гоустфэйс дозвонился до зумеров: рецензия на слэшер Крик

16 января, 13:13
Получился у ребят не шедевр, но на удивление остроумное зрелище (Фото:Кадр из фильма)

Получился у ребят не шедевр, но на удивление остроумное зрелище (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Крик — формально пятая часть одноименной культовой франшизы, придуманной режиссером Уэсом Крейвеном и сценаристом Кевином Уильямсоном.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

По факту же перед нами попытка перезагрузки серии с сильным упором на самую лучшую часть — первую, вышедшую в 1996 году.

Дело великого Крейвена (он умер в 2015-м) продолжили его достойные ученики Меттью Беттинелли и Тайлер Джиллет, которые до пятого Крика сняли чудесный комедийный слэшер с сатанинским уклоном Я иду искать. Сценарий же нового фильма написал автор влиятельного триллера Зодиак Джеймс Вандербилт.

Видео дня

Получился у ребят не шедевр, но на удивление остроумное, веселое и кровавое зрелище, у которого есть потенциал достучаться и до нового поколения, и до того, что росло в 90-х.

1. Сюжет

Наше время. Вечер. Городок Вудсборо. На тихой улице, в большом доме раздается телефонный звонок. Единственная на данный момент его обитательница — школьница по имени Тара — берет трубку. И слышит голос, который сразу бы узнала Сидни Прескотт.

После разыгранной по телефону хоррор-викторины и последовавшей за ней поножовщины Тара все-таки выживает. Но становится ясно: убийца в маске призрака вернулся, и сами школьники с ним не справятся. Помочь новому поколению в битве с маньяком (или маньяками) приезжает старая гвардия: теперь уже бывший шериф Дьюи Райли, ведущая популярного утреннего новостного шоу Гейл Уэзерс и живущая тихой жизнью вечная жертва Сидни Прескотт.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Исполнение

Гоустфэйс постучался к зумерам. Не конкретный убийца (или убийцы) из пятого фильма, а символический метаманьяк, который вот уже двадцать пять лет терроризирует Вудсборо и развлекает миллионы зрителей по всему миру. Его оружие — нож, аппарат искажающий голос, и знание правил, по которым развиваются сюжеты фильмов ужасов.

Вообще, вся прелесть и величие самого первого Крика заключались в том, что он работал на нескольких уровнях: и как остросюжетный слэшер с типичными архетипами подростков в центре сюжета, и как остроумная и ироничная деконструкция самого жанра с отсылками к классике (Хэллоуин, Пятница 13-е) и попытками понять, как исходя из заложенных там правил выжить в условиях, когда убийцей может оказаться кто-угодно из твоего ближайшего окружения.

Не секрет, что каждый следующий сиквел фильма 1996 года был на голову слабее своего предшественника. Даже с учетом того, что их все снял сам Уэс Крейвен с каждым фильмом-продолжением во франшизе оставалось все меньше веселящего газа.

Так вот, Меттью Беттинелли и Тайлеру Джиллету удалось вернуть это веселье. Вполне возможно, из-за того, что они решили пойти нетронутой дорогой. Не продолжать наработки Крейвена, не ломать голову над тем, какими сюжетными нагромождениями можно продолжить сюжетные нагромождения культового режиссера и в какие еще постмодернистские игры поиграть с жанром слэшера. А минуя все продолжения, проникнуть в ДНК самого первого фильма и на свой лад пересказать его новому поколению.

Собственно, в этом и заключается смысл всех этих перезагрузок от Хэллоуина до Звездных войн — найти золотую середину между каноном, за который «топят» хардкорные фанаты (в конце концов Крик — чуть ли не единственная хоррор-франшиза, в которой убийцами в последующих частях оказываются фанаты фильма по мотивам первой) и новизной, за отсутствие которой проклянут критики и не настолько хардкорные зрители.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

У ребят получилось найти эту золотую середину. Канон здесь встречается на каждом шагу вплоть до великолепно придуманного финала. С ним (каноном) с улыбкой и без спешки играются, то меняя правила, то внезапно возвращая их обратно, сообщив серии былое, утраченное напряжение от недоверия всем вокруг. Страшно, когда не знаешь ни кто убийца, ни откуда он выпрыгнет. Показательно здесь, как хорошо в фильме работает эффект ожидания скримера, когда музыка и ракурс намекают на скорое нападение, но его не случается. Этот прием вызывает и улыбку (от того, что понимаешь — с тобой играют), и заставляет немного вжаться в кресло кинотеатра (от того, что рефлексы есть рефлексы, и авторы это прекрасно понимают).

Вот это чувство удовольствия от вовлеченности в веселую и страшную игру дорогого стоит. Плюс — всеобщее недоверие, которым проникнут фильм, хорошо рифмуется с сегодняшним состоянием американского общества, стоящего буквально на пороге гражданской войны. Чтобы еще больше подчеркнуть напряжение, Беттинелли и Джиллет сделали Крик гораздо кровавее, вплоть до захода на территорию сплэттера — поджанра хоррора, когда убийства показываются максимально натуралистично.

Столкновение же молодых героев с легендарными произошло гармонично. Во многом из-за то, что они похожи и не похожи одновременно. Первая жертва — Тара со своими одноклассниками — это типичные американские школьники, какими были и ребята из первого фильма. С поправкой на эпоху: вместо Хэллоуина или Удара (так в Крике называется серия фильмов, поставленных по мотивам убийств в Вудсборо) они любят Бабадук. За метафору подавленного горя, как говорит в самом начале фильма Тара убийце по телефону. «Претенциозно», — парирует последний и по-своему оказывается совершенно прав. Являясь охранителем классики, он не понимает всей прелести «возвышенного хоррора», за что и поплатится в конце.

Неплохо смотрится и условно новая Сидни Прескотт — старшая сестра Тары, Сэм (Мелисса Баррера), которая вернулась в Вудсборо, как только узнала о нападении. Она сильно отличается от оригинальной Прескотт (по-прежнему отлично выглядящая Нив Кэмпбелл) внешне, но наследует ее свободолюбивому характеру и следующему за ним упрямству.

Уделено достаточно времени, чтобы разбить нам сердца и непутевой паре Дьюи с Гейл Уэзерс (проигравшие битву с возрастом Дэвид Аркетт и Кортни Кокс).

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Крик — вердикт НВ

8/10

Люди любят первый Крик, потому что любят, когда их пугают. Ведь за ироничной деконструкцией жанра и отличным слэшером в самое ядро своего фильма Уэс Крейвен поместил страх, как сладкое предчувствие. Мы понимаем условность хоррора, можем считать заложенные в нем метафоры (тот же Бабадук), но в кинотеатр идем все равно, чтобы в первую очередь испугаться.

Эта нехитрая мысль помогла Уэсу Крейвену перезагрузить угасшую популярность фильмов ужасов в середине 90-х.

И по мере того, как Меттью Беттинелли и Тайлер Джиллет, отсекая от своего фильма все лишнее, превращают его в такой квазипервый Крик образца 2022 года становится ясно, что они проделали с наследием Крейвена примерно то же самое, что он проделал с жанром в свое время: смеясь, разобрали его на части, и протянули эти кровавые куски нам на радость. Главное теперь, чтобы этот запал не погасили авторы следующих серий, как случилось с перезагрузкой Хэллоуина.


Крик

Scream

2022 год

США

Режиссер — Меттью Беттинелли, Тайлер Джиллет

В главных ролях: Мелисса Баррера, Майки Мэдисон, Джек Куэйд, Нив Кэмпбелл, Дэвид Аркетт, Кортни Кокс, Дилан Миннетт и другие.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X