Мы — женщины. Десять женщин-режиссеров украинской анимации, о которых следует знать

19 января, 09:28
Цей матеріал також доступний українською
Фамилии женщин-режиссеров сегодня незаслуженно значительно менее известны (Фото:Кадр из Мы — женщины)

Фамилии женщин-режиссеров сегодня незаслуженно значительно менее известны (Фото:Кадр из Мы — женщины)

Женские лица чаще всего украшали обложки советских журналов о кино. Однако, в какой мере женщины присутствовали в кинопроизводстве в роли тех, кто обладает последним словом на съемочной площадке и может воплощать собственное видение, то есть режиссеров?

Едва ли не самой открытой для советских женщин-режиссёров оказалась сфера анимации. Долгое время во главе украинской анимации стояла режиссер Ирина Гурвич — она была художественной руководительницей Творческого объединения художественной мультипликации студии Киевнаучфильм, которое в начале 1990-х годов трансформировалось в Укранимафильм. И хотя неоспоримыми звездами украинской мультипликации считают Давида Черкасского, Владимира Дахно, Ефрема Пружанского, Евгения Сивоконя и других талантливых режиссеров-мужчин, не меньшую славу студии приносили и женщины-аниматоры.

Видео дня

Около половины призов на локальных и международных фестивалях получили фильмы, снятые на студии именно женщинами. Но фамилии режиссёров Ирины Гурвич, Нины Василенко, Аллы Грачевой, Елены Бариновой, Валентины Костылевой, Ирины Смирновой, Натальи Марченковой, Елены Касавиной, Натальи Чернышевой и Люси Ткачиковой сегодня незаслуженно гораздо менее известны.

Ирина Гурвич и основание киностудии

Выпускница Киевского художественного института Ирина Гурвич вместе с Ипполитом Лазарчуком и Ниной Василенко проложили мост между художественной культурой 1920−30-х и послевоенных лет. Именно они перезапустили анимационную студию в 1959 году, пользуясь своим опытом работы в мультипликационном цехе Киевтехфильма в 1930-х. Гурвич вместе с Лазарчуком сняла первый анимационный фильм студии Приключения перца (1963). Для работы над ним режиссер пригласила в 1960 году работать на студию в качестве художников-мультипликаторов недавних выпускников архитектурного факультета Владимира Дахно, Давида Черкасского, Марка Драйцуна. Впоследствии Гурвич стала художественной руководительницей студии вместо Ипполита Лазарчука.

В каждой своей ленте режиссер пыталась обрести новую форму, отталкиваясь от материала и желаемого эффекта. Например, как вспоминает автор, в фильме Легенда о пламенном сердце (1968) идею стилистического решения задали картины художника Бориса Пророкова, исполненные в лаконичном преимущественно монохромном строгом стиле. По задумке фильм должен был быть почти полностью статичным. В подобной малоподвижной технике выполнен также Вересковый мед ( 1974).

Так же, как в антивоенных картинах художников сурового стиля заметны попытки говорить о репрессиях 1930-х годов, в работах Гурвич чувствуется, как визуальным языком она пытается сказать больше, чем заложено в литературный первоисточник фильмов. Эти ленты сегодня считываются совсем иначе, если знать, что режиссер училась в Киевском художественном институте в то время, как там происходили чистки преподавателей-бойчукистов и борьба с другими формалистами, а также, что во второй половине 1960-х началась новая волна репрессий против интеллигенции и по состоянию на 1973 год Сергей Параджанов и Василий Стус уже были за решеткой.

Вересковый мед, реж. Ирина Гурвич, 1974

Наиболее известной и титулованной стала работа Гурвич Как женщины мужчин продавали (1972). Фильм, сделанный по мотивам украинского народного искусства, получил награды на фестивалях в Загребе и Нью-Йорке. На студии в первые годы ее восстановления поощрялось использование фольклорных мотивов, но режиссеру важно снимать не под народное, чего ожидали от украинских аниматоров, а собственно делать народное искусство.

Как женщины мужчин продавали, реж. Ирина Гурвич, 1972


Нина Василенко и поиски формы

Нина Василенко — выпускница мастерской ВХУТЕМАС, важной ячейки авангардного искусства 1920-х годов, где преподавали Кандинский, Лисицкий, Родченко и даже философ Павел Флоренский. Как и Гурвич, аниматор не останавливалась на одном стиле в анимации, а пользовалась тем визуальным материалом, который ей подсказывала тема фильма. В своих лентах она работала с народным искусством, фресками (Никита Кожемяка, 1965), настенными народными росписями, живописью Марии Примаченко (Музыкальные картинки, 1967), стилистике средневековой иконы и летописной миниатюры (Сказание про Игорев поход, 1972, фильм получил специальную премию жюри на фестивале в Ньоне, Швейцария).

Именно Василенко первой вывела на экран героев Энеиды Котляревского (Приключения казака Энея, 1969). Очевидно, что толчком к этой работе стал выход книги с классическими сегодня иллюстрациями Анатолия Базилевича в 1968 году. Интересное сочетание украинских и восточных народных мотивов, в частности, узоров и орнаментов турецких ковров, можно заметить в фильме Маруся Богуславка (1966).

Маруся Богуславка, реж. Нина Василенко, 1966

В 1970 году режиссеру пришлось уйти из студии, хотя у нее еще было много замыслов, которые так и не удалось воплотить, в частности, сценарий фильма о казаке Мамае.

Алла Грачева и мультфильмы для самых младших

Прежде чем стать аниматором, Алла Грачева сменила несколько профессий: успела поработать помощницей капитана корабля, поучиться на архитектора и получить многолетнюю практику в этой сфере. На Укранимафильм Грачева пришла в 1962 году как художница по мультипликации. Первую ее режиссерскую работу Медвежонок и тот, кто живет в речке (1966) сразу отметили на фестивале в Чехословакии, где он получил главный приз. Выполненный в технике перекладки фильм подкупает своей простотой и авангардной условностью. Мультипликацию в фильме создавали, в частности, Владимир Дахно и Борис Храневич.

Медвежонок и тот, кто живет в речке, реж. Алла Грачева, 1966

В 1968 году в фильме Осенняя рыбалка аниматор впервые обратилась к рассказам советского сказочника Сергея Козлова из цикла о медвежонке и ежике (за семь лет до выхода фильма об этих героях Ежика в тумане Юрия Норштейна). Впоследствии режиссер выпустила еще три истории из этой серии: Страшный, серый, лохматый (1971), как Ежик и Медвежонок встречали Новый Год (1975), Если падают звезды… (1978).

Грачева работала преимущественно с детскими сюжетами, но было несколько интересных исключений — экспериментальная лента Лесная песня (1976) по пьесе Леси Украинки, антивоенный фильм Солдатская сказка (1983) и попытка мультипликационная хорора Вий (1996).

Валентина Костылева и кукольная анимация

Главным украинским автором по кукольной анимации считается Валентина Костылева, которая работала преимущественно в жанре мультфильмов для самой младшей аудитории. Несколько наивные, но теплые и гуманистические мультфильмы режиссера вызывают ностальгические детские воспоминания. Ее мультфильм Сказки о машинах (1971) переносит зрителей в утопический советский город со светлыми улицами, широкими проспектами, улыбающимися людьми и машинами. Одного из героев ленты — веселый автобус — можно назвать предшественником Трамвая № 9 Степана Коваля (первый сценарий фильма был Автобус № 8).

Как часто бывает в этом жанре, Костылева объединяет в своих фильмах киносъемку с предметной анимацией, использует для создания персонажей подручные средства — нитки (Ниточка и котенок, 1974), посуду (Ладоньки, ладоньки, 1985), карандаши (Из жизни карандашей, 1988), даже простые камешки (Каменные истории, 1991).

Ниточка и котенок, Валентина Костылева, 1974

Интересно сегодня выглядят несколько работ Костылевой на тему народных легенд, где режиссеру хорошо удалось создать настроение, похожее на фильмы в жанре фэнтези (Крылатый мастер, 1981, Старинная баллада, 1989).

Елена Баринова и позднесоветский абсурд

В отличие от большинства режиссеров Укранимафильма, Елена Баринова имела не только хорошее художественное образование, но и окончила режиссерский факультет московского ВГИКа. На студию художница попала в 1976 году, сразу после окончания института.

За восемь лет работы на Укранимафильме режиссер отработала свой узнаваемый абсурдистско-иронический стиль. В фильме Савушкин, который не верил в чудеса (1984), режиссер очень метко обыгрывает набор клише из сказок, которые были неотъемлемой частью советского детства, и передает состояние общества периода застоя, когда люди устали верить в фантастические истории, в том числе и о светлом коммунистическом будущем.

Савушкин, который не верил в чудеса, Елена Баринова, 1984

Ирина Смирнова и образ Алисы

Когда Ирина Смирнова училась в Киевском художественном институте, к студентам в гости приходили аниматоры — приглашали идти работать на Укранимафильм. В 1975 году она попала на студию работать художницей-постановщицей. Именно Ирина Смирнова вместе с художником Генрихом Уманским создали образ девочки Алисы и других героев для мультфильмов Ефрема Пружанского по сказкам Льюиса Кэрролла Алиса в Стране чудес (1981) и Алиса в Зазеркалье (1982).

Только потом она начала снимать собственные ленты. Как признается режиссер в интервью, ее больше всего привлекала рукотворность анимации, всегда хотелось попробовать необычные техники, нравилось искать интересные фактуры. Например, лента Кукла (1993) выполнена пастелью в технике перекладки, а для фильма Коза-Дереза (1994) Смирнова выбрала технику анимированной живописи — рисунок масляными красками на стекле. В этой ленте автору было важно поработать с народным искусством, ее вдохновляли работы Марии Примаченко и Анны Собачко-Шостак.

Коза-Дереза, Ирина Смирнова, 1994

Во второй половине 1990-х годов, когда ситуация на студии Укранимафильм стала совсем затруднительной, Ирина Смирнова перешла работать на частную студию Борисфен-С на должность супервайзера по цвету.

Наталья Марченкова и кино о кино

Наталья Марченкова — опытный специалист по мультипликации персонажей, она оживляла на экране героев фильмов Ирины Гурвич, Давида Черкасского, Ефрема Пружанского, Евгения Сивоконя и многих других. На студию художница пришла в 1967 году после Киевского училища прикладного искусства, затем окончила курсы аниматоров при студии, Киевский институт им. Карпенко-Карого и курсы повышения квалификации при ВГИКе (режиссер-аниматор).

Первую собственную режиссерскую работу Как ежик и медвежонок меняли небо режиссер сняла почти через 20 лет работы на студии — только в 1985 году. Этот фильм, сделанный по рассказу Сергея Козлова, существенно отличается от других экранизаций его творчества. Вроде бы детская история постепенно превращается в сюрреалистическую зарисовку в жанре кино о кино.

Как ежик и медвежонок меняли небо, Наталья Марченкова, 1985

После этого Марченкова сняла 17 фильмов, не прекращала работу в анимации даже в сложные для украинского кино 90-е годы. Как аниматор участвовала в съемках около 200 фильмов. В ее работах хорошо смешивается поиск интересных форм с иронией и драматизмом. Например, чрезвычайно новаторской даже сегодня выглядит картина Любовь и смерть картофеля обыкновенного (1990), где главного героя озвучивает Павел Зибров.

Любовь и смерть картошки обыкновенной, Наталья Марченкова, 1990

Наталья Чернышева и ужасы 90-х

Наталья Чернышева, выпускница факультета графики Полиграфического института им. Ивана Федорова (Львов), пришла работать на студию Укранимафильм еще студенткой и сразу попала ассистенткой на проект Аллы Грачевой Лесная песня (1976) по произведению Леси Украинки. Затем попробовала себя в роли художницы на сериале Давида Черкасского Происшествия капитана Врунгеля. Но больше всего времени Чернышева проработала художницей-постановщицей, в частности на фильмах Елены Бариновой и Натальи Марченковой.

Первая собственная режиссерская попытка художницы Мамуся Розонька и Миночка (1993), снятая для сборника миниатюр Пугалки-ужастики, может рассказать много неожиданного о непростом детстве в ранних 1990-х. Интересной по стилю является и последняя лента автора Синяя шапочка (1998), снятая на Украинемафильме по мотивам шотландских сказок.

Синяя шапочка, Наталья Чернышева, 1998

Кроме анимации, занималась также иллюстрацией журналов и книжной графикой. С 1997 года работала арт-директором Международного фестиваля анимационных фильмов Крок.


Елена Касавина и еврейский фольклор

После обучения на архитектора в Киевском художественном институте и семи лет работы по специальности Елена Касавина решила переучиться на аниматора. Впоследствии устроилась на студию Укранимафильм как художница по мультипликации. Одной из ее первых работ был мультфильм о Петрике Пяточкине (1984).

Позже она работала на фильмах Давида Черкасского Доктор Айболит (1985) и Остров сокровищ (1988), Владимира Дахно Энеида (1991) и многих других. Первой самостоятельной режиссерской работой стала небольшая зарисовка Самая красивая из сборника миниатюр Мы — женщины (1988), в которой экстравагантно одетые и накрашенные девушки 1990-х перевоплощаются в красавиц из картин эпохи Возрождения.

Мы — женщины. Самая красивая, Елена Касавина, 1988

В 1993 году режиссер сняла 30-минутную ленту по мотивам еврейского фольклора на идише Бобе Майсес (Бабушкины сказки), сценарий фильма она написала вместе с Эдуардом Киричем. Позже Касавина окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве по специальности режиссер-педагог и начиная со второй половины 1990-х годов сосредоточилась на преподавании в Институте им. Карпенко-Карого.

Людмила Ткачикова и экранизация Винничука

Людмила Ткачикова, как и многие другие украинские аниматоры, окончила архитектурный факультет. Она выпустилась в 1977 году, а шесть лет спустя прошла курсы художников-аниматоров при киностудии. Как аниматор она работала на фильмах Владимира Дахно (Как казаки свадьбу играли, 1984, Из жизни пернатых, 1985, Как казаки инопланетян встречали 1987), Ирины Гурвич (Гаврош, 1986), Аллы Грачевой (История про девочку, которая наступила на хлеб, 1986) и многих других.

Через пять лет после начала работы на студии сняла свою первую режиссерскую работу — фильм из альманаха Мы — женщины под названием Сладкая жизнь. В ленте контрастируют девичьи мечты и реальная позднесоветская семейная жизнь.

Мы — женщины. Сладкая жизнь, Людмила Ткачикова, 1988

Наиболее успешной на фестивалях стала режиссерская работа Ткачиковой История одного поросенка (1994) по мотивам детского рассказа Юрия Винничука. По сюжету, главный герой — свинья из Коломыи, поэтому, видимо, автор стилизует рисунок под узоры традиционной гуцульской керамики с ее доминантными желтым, зеленым и коричневым цветами. Фильм получил ряд наград, в частности, главный приз в секции Анимационное кино на III МКФ женского кино в Минске и главную награду на фестивале Крок в Киеве. Впоследствии режиссер экранизирует еще два рассказа Винничука Как мотылек изучал жизнь (1997) и Лежень (2013), но уже средствами компьютерной анимации.

Анна Онуфриенко

Редактор: Мария Кабаций

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X