Аллея кошмаров: рецензия на психологический триллер с Брэдли Купером и Кейт Бланшетт

23 января, 13:30
Брэдли Купер сыграл главную роль в Аллее кошмаров. (Фото:Кадр из фильма)

Брэдли Купер сыграл главную роль в Аллее кошмаров. (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Аллея кошмаров — новая работа известного мексиканского режиссера Гильермо дель Торо. Автора плодотворного и постоянно норовящего вплести в ткань реальности жуткую мистическую сказку.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

Дель Торо напугал и впечатлил потусторонней красотой не одно поколение зрителей фильмами Лабиринт фавна, Хребет дьявола, Багровый пик.

Снятый вслед за триумфом на Оскаре романтической фантазии Форма воды триллер Аллея кошмаров — первая работа режиссера, опирающаяся не на мистику и сложных персонажей, а только лишь на сложных персонажей. При этом присущие работам автора страх и красота никуда не делись.

Видео дня

1. Сюжет

США. Сложное в социальном плане межвременье: Первая мировая война собрала свой урожай и осталась чуть позади, Вторая мировая неясным призраком маячит в неясном будущем. Плюс набирает обороты Великая депрессия. В этой непростой ситуации к обычной американской ярмарке прибивается мутный, но страшно обаятельный и красивый мужчина по имени Стэн Карлайл (Купер).

То сексом, то умом, то хитростью покорив почти всю пеструю карнавальную братию, Карлайл намечает две цели: влюбить в себя хорошенькую артистку по имени Мэри (Руни Мара) и освоить искусство менталиста, которым в совершенстве владеет выгоревший вплоть до алкоголизма ясновидец по имени Питер (Дэвид Стрэтэйрн).

Успешно достигнув намеченного, Карлайл берет Мэри и отправляется в большой город за большими деньгами. На одном из публичных сеансов общения с призраками он встречает рокового терапевта с чарующим именем Лилит Риттер (Кейт Бланшетт) и проваливается в кроличью нору.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Исполнение

Гильермо дель Торо — самый младший в большой тройке мексиканских режиссеров: он, плюс Альфонсо Куарон и Алехандро Гонсалес Иньярриту, в разное время покоривших Голливуд. Причем успех к нему пришел позже, чем к другим, и был несколько вымученным.

В Лабиринте фавна, за который дель Торо должен был получить все причитающиеся ему Оскары, академики отметили только визуальную часть, а фильм Форма воды был хоть и трогающей за живое и безукоризненно поставленной историей, но виделась она как крик о помощи: если не наградят за это, то непонятно за что дель Торо вообще могут наградить.

Возможно поэтому в Аллее кошмаров так много звезд первой величины. Режиссер словно стремится подчеркнуть свой успех (или незамедлительно повторить его по примеру тех же Куарона и Иньярриту) и подстраховаться от провала в прокате. Последнее, к сожалению, с его картинами случалось часто. При этом видятся здесь все на своем месте: дель Торо использует навыки, бэкграунд и стремления каждого из артистов по делу. И сама обстановка фильма, его старомодность и мрачная тяжеловесная красота предполагают наличие узнаваемых красивых лиц.

Брэдли Купер обычно выбирает для себя непростых персонажей, и его Стэн Карлайл как раз из таких. Нам постоянно намекают на что-то темное в его прошлом, на надлом в который проваливается все хорошее, что было в этом мужчине. Видны же в нем только тяга к деньгам и обману. Карлайл хорошо научился читать других и стойко уверен, что все люди одинаковые. Как это всегда бывает в таких ситуациях, надо просто дождаться добычи, которая ему не по зубам.

Она придет в лице Лилит Риттер — роковой красотки, игривого психолога — персонажа, очень подходящего для мастера лукавых полутонов Кейт Бланшетт. Риттер — паук, сидящий на пересечении линий сильных мира сего и тонкий манипулятор, которая на своих ошибках научилась различать, где добыча, а где хищник.

И, наконец, Мэри — девушка, которую влюбил в себя Карлайл. Руни Мара играет здесь невинность и простоту. Но проста Мэри только в том плане, в котором может быть прост хороший человек. Уйти пока не поздно она в состоянии.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Фильм Аллея кошмаров глубоко психологичен. По сути, дель Торо заменил призраков мистических призраками душевных травм, а монстров мифологических — монстрами в человеческом обличье. Поэтому здесь так важны хорошо прописанные и сыгранные персонажи. И за каждым героем Аллеи как будто скрывается большой американский роман. Каждый при этом бы украсил коллекцию кунсткамеры.

Проблема, однако, в том, что в фильме как будто стоит сценарный блок. И у героев, несмотря на их сложность, не получается в полной мере реализоваться.

Конечно, Аллея кошмаров — кино из прошлого. Фильм-нуар даже без приставки нео. Соответственно, это кино жеста, кино вязкой атмосферы, выпуклой фактуры и темных выводов, спрятанных в складках сюжета. Здесь много гротескной жестокости, есть (целомудренная, впрочем) сцена с обнаженным Купером и потрясающие, словно пронизанные чем-то потусторонним, декорации арт-деко, в которых разыгрывается вторая половина картины. Плюс несколько страшных моментов, когда за призраками душевными как будто вот-вот проявятся безжизненные настоящие, которые поджидали зрителя в других картинах режиссера.

Однако, со складками сюжета здесь не сложилось. Это хорошо видно на примере центрального персонажа — Стэна Карлайла. Наблюдая его путь, мы наблюдаем тьму. Он трус, манипулятор, убийца. Идеальный антигерой периода депрессии и упадка, периода между одной войной и другой. История рождает и таких. Режиссер, словно подчеркивая сознательность выбора темной стороны Карлайлом, награждает его даром (тот превосходно рисует), который мужчина даже не догадывается использовать для законного зарабатывания денег.

Но вместо того, чтобы снять фильм о слабости и врожденной тяге ко злу, которая подпитывается обстоятельствами и обществом, дель Торо путается в показаниях, интонационно делает Карлайла жертвой, при этом сюжетно никак не оправдывая его поступки. Тех надломов, трещин, рожденных травмами детства, которые так хорошо видны у всех, даже Лилит Риттер, у Карлайла нету.

Персонаж Брэдли Купера — человек без прошлого — остается нераскрытым и финальный ход дель Торо с карнавальным гиком не проясняет ситуацию, а вызывает улыбку своей наивностью. Что это было? Наказание? Удача? Мораль? Неподходящее троеточие.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Аллея кошмаров — вердикт НВ

7/10

Дель Торо любит окружать своих героев (людей или других существ) темными обстоятельствами и смотреть, как они себя поведут. Будут ли бороться, как было, например, в Хеллбое и в Форме воды, или выберут красочный эскапизм, как было в Лабиринте фавна.

В фильме Аллея кошмаров главный герой выбирает третий путь: не способный остановиться, он все глубже укутывается в эту тьму. Печальный финал, учитывая, что обычно режиссер дает хоть какой-то проблеск света. И все было бы хорошо: у дель Торо превосходно получилось оформить декорации и расставить интригующие фигуры по местам, но вот с передвижением их по шахматной доске возникли некоторые проблемы.

Поэтому и эффект от падения Стэна Карлайла получился далеко не такой впечатляющий, каким мог бы быть.


Аллея кошмаров

Nightmare Alley

2021 год

США

Режиссер — Гильермо дель Торо

В главных ролях: Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Тони Коллетт, Ричард Дженкинс, Рон Перлман, Руни Мара, Дэвид Стрэтэйрн и другие.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X