23 июня 2017, пятница

Запад и Ближний Восток продолжили использовать порты оккупированного Крыма - расследование

комментировать
Даже по украинскому законодательству на сегодняшний день не привлечено к ответственности ни одного владельца судна или капитана-нарушителя

Даже по украинскому законодательству на сегодняшний день не привлечено к ответственности ни одного владельца судна или капитана-нарушителя

Свыше 600 судов были зафиксированы в портах Крыма после того, как Украина запретила использоват их из-за оккупации полуострова Россией, а Европа и США ввели соответствующие собственные санкции.

Об этом свидетельствует расследование журналистов OCCRP (Проект по расследованию коррупции и организованной преступности) и программы Схемы, проекта Радио Свобода и канала UA:Первый.

В материале указано, что с оккупированным Крымом продолжают торговать бизнесмены с Запада и Ближнего Востока, нарушая политику своих стран. В то же время даже по украинскому законодательству на сегодняшний день не привлечен к ответственности ни один владелец судна или капитан-нарушитель.



Корабли-призраки

В начале декабря 2015 года судно General под желто-голубым флагом островного государства Палау проходило Босфор, пролив, соединяющий Мраморное море с Черным в Стамбуле. Официальным маршрутом был заявлен Немрут-Бей (недалеко от турецкого города Измир на берегу Эгейского моря) - Херсон.


Судно General відійшло від запланованого маршруту
Судно General отошло от запланированного маршрута


Согласно мировым правилам судоходства, каждое судно, которое осуществляет международные рейсы, должно быть оборудовано системой навигации AIS. Следить за движением судов с навигаторами AIS по всему миру можно, например, пользуясь сайтом marinetraffic.com. Именно на нем журналисты OCCRP, которые почти год следили за движением судов вокруг Крыма, заметили исчезновение судна General. Было очевидно, что судно выключило AIS, а это, как свидетельствуют специалисты, можно сделать только обесточив его.


У Криму судно пробуло щонайменше 5 днів – вантажило металобрухт
В Крыму судно пробыло минимум 5 дней – грузило металлолом


В течение 9-11 декабря, по просьбе журналистов OCCRP, жители Севастополя сделали ряд фотографий, на которых судно General загружает металлолом в Севастопольской бухте. Снимки свидетельствуют, что, вопреки международным запретам, судно грузило металлолом в Инкермане минимум 5 дней.

Длительные поиски заказчика закончились ничем. Лишь удалось выяснить, что судно General принадлежит ливанской компании New Marine Co, данных о которой нет в открытых реестрах Ливана (Lebanon). Телефоны компании не отвечали в течение нескольких месяцев. Попытки связаться с компанией не увенчались успехом.

Европейские флаги

По данным Государственной гидрографической службы Украины, Министерства инфраструктуры Украины, а также общественной организации Майдан иностранных дел и Министерства инфраструктуры Украины, по состоянию на август 2016 года, 631 судно было зафиксировано в портах оккупированной Автономной Республики Крым и города Севастополя. (Речь идет о всех разновидностях судов, по которым есть информация, кроме военных и вспомогательных; как о тех, что уже находились в портах на время аннексии, так и о тех, которые заходили в порты после нее). У большинства из них, а это 352 судна, российские флаг или регистрация. Однако судов с украинской регистрацией и под флагом Украины немало - 97. Одновременно с оккупированным Крымом торгуют и европейцы: за последние два года 28 судов зашли в Крым под флагами стран ЕС, 43 судна, зарегистрированные в странах ЕС, 22 - принадлежащие бенефициарам из ЕС.

У Криму судно пробуло щонайменше 5 днів – вантажило металобрухт

Стоит заметить, что подсчеты не касаются судов военно-морского, а также вспомогательного флотов, которые базируются на оккупированных территориях Крымского полуострова.

Например, судно MS Südkap, владельцем которого является немецкая компания Krey Schiffahrts GmbH, находилось в Керченском порту в конце июля 2014 года.

У Криму судно пробуло щонайменше 5 днів – вантажило металобрухт

Журналист OCCRP направил письмо с вопросами в эту немецкую фирму, а позже позвонил в компанию и пообщался с ее генеральным директором Даниэлем Гренсеманом. Тот лишь сказал, что у его компании были огромные проблемы из-за посещения их кораблем Крыма. Однако на письмо не ответил.

Инспектор Krey Schiffahrts капитан Максим Бабенко телефону пытался объяснить, как вообще работает немецкая компания: "Наши суда зафрахтованы третьими компаниями, которые находят грузы и перевозят их. То есть мы перевозим фактически, а грузы они находят. У нас есть список исключений, куда наши суда не ходят по тем или иным причинам. Это отдельный список, который обсуждается. О Крыме... не знаю уж там он украинский или российский, то есть по этому вопросу у нас позиции однозначного нет, как и у всех, как мне кажется, в мире".

В посольстве Германии в Украине пообещали сообщить в компетентные органы в Германии, чтобы последние указали на имеющиеся доказательства следствию. "Правительство Германии и ее партнеры по ЕС неоднократно подтвердили свое решительное осуждение незаконной аннексии Крыма и Севастополя Российской Федерацией и не будут признавать ее. Эта позиция остается неизменной", - подчеркнули дипломаты.

Реакция других европейских посольств на выявленные журналистами нарушения была намного спокойнее или ее вовсе не было.

Как, например, посольство Греции не ответило на запрос относительно большого танкера Kriti, который в июне 2014 года заходил в Керчь.


Той самий танкер Kriti, який у червні 2014 року заходив у Керч
Тот самый танкер Kriti, который в июне 2014 года заходил в Керчь


Хотя на тот момент Украина еще официально не закрыла крымские торговые порты, Генеральная ассамблея ООН уже опубликовала решение о том, что все страны, в том числе Греция, поддерживают территориальную целостность Украины. Kriti - это судно из флота состоятельной и известной греческой семьи Вардиноянніс (Vardinogiannis). Ни посольство Греции в Украине, ни фирма-владелец судна на ответили на вопросы журналистов, что же делало греческое судно в оккупированном Крыму.


Власність заможної грецької родини Вардиноянніс
Собственность состоятельной греческой семьи Вардинояннис


В 2015 году еще одно судно приходило в Крым по металлолом. В октябре в той же Севастопольской бухте судно Ramzi под флагом Того второй раз за год грузило металлолом. Это судно принадлежит румынской компании JSM MARITIME LTD. А она, в свою очередь, является частью семейного бизнеса сирийского предпринимателя Джохар Хасан (Johar Hasan). Если посмотреть на географию портов, куда судно Ramzi направлялось после посещения Крыма, то это преимущественно Ближний Восток: Бейрут, Триполи, Джие. Из ответа на запрос стало понятно, что румыны контролируют лишь корабли с румынским флагом. А Ramzi - под флагом Того.

Изменение флагов

Владельцем судна может быть фирма из одной страны, а флаг - из другой. Более того, судно-нарушитель легко может сменить свой флаг на флаг любого другого государства.

Бывший сотрудник турецкой компании Palmali Али Алиев рассказал, как его компания меняет флаги, проходя Керченский пролив. "Когда мы раньше проходили Керченский пролив, мы поднимали украинский флаг, а сейчас поднимаем российский", - сказал он, но отрицал, что корабли посещают порты Крыма.

Palmali Group - одна из самых известных логистических компаний в Турции. Флот Palmali насчитывает более 100 судов. Среди крупнейших клиентов компании - российский Лукойл и азербайджанский Socar. В конце 2015 года иностранные СМИ писали, что власти Мальты расследует причастность Palmali к торговле нефтью с террористической группировкой Исламское государство.

За последние два года шесть судов из флота Palmali посетили оккупированный Крым. Они не меняют своих маршрутов, несмотря на международные запреты.

Владелец Palmali Мубариз Манисимов, который является турком азербайджанского происхождения, успех своей компании объясняет так: "В чем плюс нашей компании? Где бы мы не были - мы свои. В России - мы русские, в Турции - турки, в Азербайджане - мы из этой страны". Однако на запрос OCCRP в компании не ответили.

Когда журналисты OCCRP посетили офис компании в Стамбуле, снимать на территории офиса запретили и посоветовали обращаться в медиа-отдел, который, однако, так и не прислал ответа по несколько месяцев.

"Турция не признает аннексию Крыма. Мы не будем компрометировать наши принципы ради торговли с небольшим участком земли. Это было ясно с самого начала", - пояснил посол Турции в Украине Енет Джан Тезель.


Посол Туреччини в Україні Йонет Джан Тезель переконує, що Туреччина не визнає анексію Криму
Посол Турции в Украине Енет Джан Тезель убеждает, что Турция не признает аннексию Крыма


"Турецкие корабли не могут выйти из турецкого порта, заявляя, что они собираются в Крым. Но, возможно, некоторые из судов под флагами других стран идут к России, но они действительно посещают Крым. Это... не связано с официальной позицией Турции", - добавил он.

Безнаказанные нарушители

Сейчас украинские правоохранители расследуют четыре уголовных дела по фактам незаконного въезда на оккупированные территории за прошедшие два года.

В Херсонском порту стоит арестованное турецкое судно Kanton: в 2014 году оно заходило в аннексирован Крым, а в марте 2015-го зашло в Херсон, где его и арестовали.


Заарештоване турецьке судно Kanton
Арестовано турецкое судно Kanton


Исполняющий обязанности начальника администрации порта Херсонского морского порта Илья Рыжков показывает это судно и жалуется, что решение по нему еще не принято. "Капитан вместе с экипажем покинули судно", - говорит Рыжков.

Прокуратура проводит еще три расследования в отношении въезда судов на оккупированные территории. О подозрении сообщено четырем лицам, они объявлены в розыск. Согласно Уголовному кодексу Украины, привлечь к ответственности можно лишь капитана и членов команды корабля-нарушителя, которому грозит до 5 лет заключения. Компанию-оператора, которая управляет судном, или судовладельца наказать крайне сложно - нет юридических механизмов. Министерство инфраструктуры собирает информацию о судах, которые посещают оккупированный Крым после закрытия портов, и передает эту информацию в прокуратуру и Министерство иностранных дел.


Міністр закордонних справ Павло Клімкін запевняє, що останнім часом випадків порушень поменшало
Министр иностранных дел Павел Климкин уверяет, что в последнее время случаев нарушений стало меньше


Министр иностранных дел Павел Климкин говорит, что каждый случай такого нарушения отслеживается: "Во-первых, мы очень четко предоставляем официальный протест. Во-вторых, для нарушителей закрываются украинские порты, мы обращаемся к другим, чтобы повлиять на этих нарушителей, получаем почти во всех случаях официальные ответы".

Климкин вспоминает судна и страны, которые журналисты OCCRP исследовали на предмет нарушения украинского законодательства. Он также уверяет, что в последнее время случаев нарушений уменьшилось.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Геополитика ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: