10 декабря 2016, суббота

Дипломатические скандалы, сопровождавшие крупнейшие авиакатастрофы. Справка

комментировать
Расследование крупных авиакатастроф часто сопровождается международными скандалами

Расследование крупных авиакатастроф часто сопровождается международными скандалами

17 июля в 16:20 в Шахтерском районе Донецкой области был сбит самолет Boeing 777-200 компании Malaysia Airlines, который выполнял рейс Амстердам - Куала-Лумпур. Все находившиеся на борту 298 человек погибли.

По информации международных СМИ, США установили финальную траекторию полета ракеты серии SA (классификация МО США и НАТО Бука-М1 – ред.) российского производства и место ее падения, теперь выясняют, откуда она была выпущена. Белый дом приготовил новые санкции против России, которые будут введены, если причастность Москвы к трагедии подтвердится.

Новое Время вспомнило крупнейшие дипломатические скандалы, сопровождавшие авиакатастрофы.

21 февраля 1973 года на Синайском полуострове в окрестностях города Исмаилия в результате атаки истребителей израильских ВВС потерпел катастрофу Boeing 727-224 ливийской компании Libyan Arab Airlines. Самолет выполнял рейс LN 114 по маршруту Триполи - Бенгази - Каир – Александрия - Бахрейн. В результате авиакатастрофы выжил второй пилот и 4 пассажира, остальные 108 человек погибли.

Поначалу Израиль отрицал свою вину в катастрофе, но после того как были обнародованы данные бортовых самописцев и записи переговоров между экипажем и диспетчером израильские военные признали уничтожение авиалайнера, а всю ответственность за приказ об атаке гражданского самолета взял на себя начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Давид Элазар. 30 компаний-участниц Международной организации гражданской авиации проголосовали за осуждение Израиля, США воздержались, а ООН не нашла оснований для каких-либо санкций против страны. Впоследствии израильскими властями были выплачены компенсации пострадавшим и родственникам погибших.

 

В сентябре 1983 года в воздушном пространстве СССР советский истребитель Су-15 сбил пассажирский Боинг 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines. Самолет во время рейса по маршруту Нью-Йорк - Сеул вошел в закрытое воздушное пространство СССР. Пролетев над рядом советских военных объектов, Боинг был сбит истребителем-перехватчиком Су-15, после чего упал в океан и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа, в том числе член Палаты представителей США Ларри Макдональд.

Инцидент обострил и без того непростые в то время отношения между СССР и США. Действия Советского Союза вызвали волну возмущения и протеста на Западе. Президент США Рональд Рейган назвал происшествие “преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто”, “актом варварства и нечеловеческой жестокости”. В Сеуле прошли многотысячные акции и шествия протеста против “варварских  действий” СССР, были сожжены советские флаги.

Международная организация гражданской авиации провела два расследования: одно непосредственно после катастрофы и другое спустя 10 лет. Выводы первого показали, что пилоты не знали об отклонении от курса или наличии перехватчика. Вторая комиссия признала наиболее вероятной причиной катастрофы некомпетентность корейского экипажа.

В 1988 году окружной суд округа Колумбия в США отказался ограничить верхний предел размера компенсаций, затребованных родственниками американских пассажиров у авиакомпании Korean Air.

 

21 декабря 1988 года авиалайнер Boeing 747-100 компании Pan American World Airways был взорван террористами над городом Локерби (Шотландия) с помощью пластичной взрывчатки семтекс. Самолёт совершал рейс из лондонского аэропорта Хитроу в нью-йоркский Международный аэропорт имени Джона Кеннеди. В общей сложности погибло 270 человек.

Совместное расследование полиции шотландской области Дамфрис и Галлоуэй и ФБР длилось в течение трёх лет. Были найдены остатки радиоприемника, в котором находилась бомба. В ноябре 1991 года было выдвинуто обвинение против двух ливийцев - главы службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines, формально являвшегося начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки (Мальта), который на самом деле был сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из ближайших соратников ливийского лидера Муаммара Каддафи, и его сообщника. После выдачи Каддафи подозреваемых шотландской полиции и суда сотрудник спецслужб получил пожизненное заключение.

Совет безопасности ООН ввёл санкции против Ливии.  

В 2003 году Ливия признала ответственность своих официальных лиц за взрыв самолёта. Ливия заявила, что не намерена признавать вину за совершение взрыва над Локерби, однако соглашается с тем, что взрыв был организован одним из официальных лиц ливийского государства. В соответствии с соглашением, достигнутым между представителями Ливии, Великобритании и США, Ливия выплатила семье каждого из погибших по $10 млн в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи.

 

В апреле 2010 года президентский самолёт Ту-154 польских ВВС потерпел крушение во время посадки на российском аэродроме Смоленск-Северный в условиях сильного тумана. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 96 человек. В их числе были президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, известные польские политики, почти всё высшее военное командование страны, общественные и религиозные деятели.

По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета, все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён.

В апреле 2010 года Россия и Польша одновременно заявили о начале расследования авиакатастрофы. Для проведения технического расследования обстоятельств авиакатастрофы была образована совместная комиссия МАК и Министерства обороны РФ.

В 2011 году комиссия представила окончательные выводы, из которого следует, что причинами катастрофы стали неправильные действия экипажа. Польские власти в ответ направили в МАК свои претензии к отчету на 148 страницах. Основной претензией польской стороны стал односторонний, по её мнению, подход к выявлению виновных в авиакатастрофе. Не подвергая сомнению вину экипажа самолёта, одной из главных причин польская сторона считает то, что аэродром Северный не был закрыт по метеоусловиям. Польская сторона также констатировала отсутствие в отчете МАК глубокого анализа технического состояния аэродромного оборудования и работы диспетчеров.

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Мир ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: