21 июля 2017, пятница

Журналисты рассказали, как Россия шаг за шагом теряла свободные СМИ

комментировать

"Реформирование" Кремлем СМИ в РФ привело к практически полной потере свободы слова

На фоне увольнений редакционного руководства РБК, которые связывают с недовольством Кремля, в частности, публикациями о ближайших родственниках Путина и участии российских военных в конфликте в Донбассе, Медуза вспомнила о самых важных случаях откровенного политического давления на российские СМИ со стороны властей.

Декабрь 2011 года. «Коммерсантъ»

Что произошло. 16 декабря из ИД «Коммерсантъ» был уволен Максим Ковальский — многолетний главред еженедельника «Коммерсантъ-Власть». Причиной стала публикация фотографии избирательного бюллетеня, на котором рядом с именем Владимира Путина было написано нецензурное слово. Публикацию раскритиковали владелец «Коммерсанта» Алишер Усманов и гендиректор ИД Демьян Кудрявцев. Сотрудники «Коммерсанта» опубликовали открытое письмо в поддержку Ковальского, назвав его увольнение «акцией запугивания».

Что в итоге. Увольнение Максима Ковальского оказалось не последним подобным эпизодом в истории ИД «Коммерсантъ». По настоянию Усманова (и, по неофициальным данным, под давлением Кремля) дважды увольнялись главные редакторы радиостанции «Коммерсантъ-FM» — в 2012 и 2013 году. В 2012-м «Коммерсантъ» покинул Демьян Кудрявцев — с тех пор перестановки в руководстве ИД происходят регулярно. В 2014 году гендиректором ИД была назначена Мария Комарова (ее называли протеже первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина), в 2016-м ее место занял Владимир Желонкин — бывший глава медиагруппы «Звезда». «Коммерсантъ» остается одним из крупнейших медиахолдингов в РФ, однако ИД все чаще обвиняют в редактировании или удалении заметок об оппозиции, публикации заказных статей, замалчивании тем, способных вызвать недовольство властей.

Сентябрь 2013 года. «Газета.ру»

Что произошло. Перед думскими выборами 2011 года пост заместителя главного редактора «Газеты.ру» покинул Роман Баданин. Он уволился после того, как руководство издания решило снять с сайта баннер совместного проекта с правозащитной организацией «Голос», в рамках которого читатели сообщали о нарушениях в ходе избирательной кампании. Главный редактор Михаил Котов объяснил решение снять баннер коммерческими соображениями, сказав, что место освобождали под рекламу. Глава ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев (в то время «Газета» входила с ИД в общий холдинг) говорил, что конфликт произошел из-за отказа Баданина ставить на сайт рекламу «Единой России». 

Что в итоге. После выборов 2012 года холдинг SUP Media, владевший «Газетой.ру», полностью перешел предпринимателю Александру Мамуту. В марте 2013 года издание покинул Михаил Котов, его заменила Светлана Лолаева, работавшая в «Газете» с 2007-го. Через несколько месяцев владельцы «Газеты.ру» решили заменить ее на бывшую сотрудницу «Известий» и РИА «Новости» Светлану Бабаеву. К сентябрю 2013 года, когда «Газету.ру» возглавила Бабаева, в издании почти полностью сменился отдел политики и ушли многие сотрудники, освещавшие избирательные кампании 2011 и 2012 годов.

Декабрь 2013 года. РИА «Новости»

Что произошло. 9 декабря указом Владимира Путина крупнейшее российское информагентство было неожиданно ликвидировано. Государство, которому принадлежало РИА «Новости», решило создать на его базе новую структуру. Глава администрации президента Сергей Иванов сформулировал задачу нового СМИ так: «Объяснять миру, что Россия проводит самостоятельную политику и твердо защищает национальные интересы». Организация получила название МИА «Россия сегодня», генеральным директором был назначен главный российский телепропагандист Дмитрий Киселев, главным редактором — руководитель Russia Today Маргарита Симоньян.

Что в итоге. В ходе преобразования РИА «Новости» — самое инновационное и независимое из государственных СМИ — лишилось большей части корреспондентской сети, многие проекты агентства были закрыты, сотрудники уволены. Некоторые продукты (РАПСИ, «ИноСМИ») сохранились в качестве отдельных структур. Продолжает работать и сайт ria.ru, однако скорее в качестве придатка «России сегодня». В начале 2016 года последний главный редактор прежнего РИА «Новости» Светлана Миронюк возглавила департамент маркетинга и коммуникаций Сбербанка.

Январь 2014 года. Телеканал «Дождь»

Что произошло. После публикации на сайте «Дождя» опроса о блокаде Ленинграда — зрителям предлагалось ответить на вопрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» — ведущие операторы (НТВ+, «Акадо», «Дом.ру» и другие) начали отключать канал от своих сетей. Большинство объясняли свои действия недовольством зрителей. Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева рассказала, что операторы «действовали по приказу» сверху, в чем они признавались ей в ходе конфиденциальных бесед. Давление на канал она связала не с опросом, а с публикацией сюжета о дачах высокопоставленных чиновников.

Что в итоге. Канал был вынужден поменять бизнес-модель, сделав ставку на распространение в интернете по подписке. Весной 2014-го было объявлено о сокращении зарплат всем сотрудникам. Принятый в том же году закон, запрещающий рекламу на платных телеканалах, дополнительно осложнил работу «Дождя». В конце года канал был выселен из здания на «Красном Октябре». Тем не менее «Дождь» продолжает работу — с 2015 года вещание ведется из студии на заводе «Флакон».

Март 2014 года. «Лента.ру»

Что произошло. 12 марта 2014 года, незадолго до "присоединения" Крыма к России, управляющий акционер компании «Афиша—Rambler—Суп» Александр Мамут уволил главного редактора «Ленты.ру» Галину Тимченко. Поводом послужило предупреждение Роскомнадзора, вынесенное за опубликованную в интервью с одним из лидеров украинского националистического движения «Правый сектор» (запрещено в России) гиперссылку. Вслед за Тимченко уволились более 80 сотрудников «Ленты» — практически вся редакция. Сотрудники опубликовали открытое письмо, в котором назвали увольнение главреда актом цензуры и нарушением закона о СМИ. «Ленту.ру» возглавил Алексей Гореславский — бывший главред прокремлевской газеты «Взгляд», в «Рамблере» отвечавший за взаимодействие с госструктурами.

Что в итоге. Уволившиеся сотрудники «Ленты.ру» основали издания N+1 и «Медуза», СММ-агентство «Мохнатый сыр». Бывшие журналисты издания нашли работу в Forbes, РБК, «Ведомостях», «Арзамасе» и других проектах. Алексей Гореславский в начале 2016 года был назначен исполнительным директором по медиа группы компаний Rambler & Co. Пост главного редактора занял заместитель Гореславского Александр Белоновский, пришедший в «Ленту.ру» из РБК после реорганизации прежней редакции.

Март 2014 года. «Грани.ру»

Что произошло. 13 марта 2014 года оппозиционное издание «Грани.ру» было заблокировано по требованию Генпрокуратуры. Причиной назвали публикацию призывов к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, которые проводятся с нарушением закона. «Грани.ру» стали первым изданием, заблокированным на территории России; вместе с ними Роскомнадзор обязал ограничить доступ к сайтам «Каспаров.ру» и «ЕЖ.ру» — в тот же день и с той же формулировкой.

Что в итоге. «Грани.ру», финансовое положение которых и до блокировки оставляло желать лучшего, продолжают выходить на нескольких зеркалах. На сайте висит инструкция, как обходить блокировки интернет-ресурсов. «Грани» по-прежнему публикуют материалы об актуальных событиях, тематика издания сейчас — исключительно политическая, с ярко выраженной оппозиционной направленностью.

Август 2014 года. РЕН ТВ

Что произошло. 1 августа 2014 года объявлено о закрытии программы «Неделя с Марианной Максимовской» — одной из последних взвешенных аналитических передач на российском эфирном ТВ (и, по данным TNS, одной из самых популярных программ на РЕН ТВ). Причины закрытия на канале не назвали.

Что в итоге. После закрытия «Недели» Марианна Максимовская осталась на РЕН ТВ в качестве заместителя главного редактора, но уже в декабре 2014 года покинула канал — «по причине истечения контракта». С 2015-го Максимовская занимает пост вице-президента в группе компаний «Михайлов и партнеры». Место «Недели» на РЕН ТВ заняла программа «Добров в эфире», которая рассказывает о главных сюжетах недели «с точки зрения нормального человека».

Декабрь 2014 года. «Русская планета»

Что произошло. В один день инвесторы «Русской планеты» объявили об увольнении главного редактора Павла Пряникова и назначили новое руководство. Редакции было объявлено, что сотрудники «Русской планеты» — «слабые космисты» и не выдерживают заданный курс, а потому издание будет переформатировано с учетом мнения владельцев. Вместе с Пряниковым, который превратил «Русскую планету», финансировавшуюся строительной компанией «Мортон», в одно из наиболее самобытных российских СМИ, ушла основная часть редакции — сотрудники издания сочли смену главреда давлением и попыткой кардинальным образом изменить политику издания.

Что в итоге. Из «Русской планеты» ушли многие журналисты, издание пережило редизайн и превратилось в патриотическое СМИ, публикующее статьи о российском оружии, колонки Эдуарда Лимонова и гневные отповеди оппозиции. После ухода из «Русской планеты» Павел Пряников с частью коллег перешел в «Ленту.ру», где до этого схожим образом была уволена главный редактор Галина Тимченко, но в конце концов оказался главным редактором проекта «Такие дела».

Февраль 2015 года. ТВ2

Что произошло. С конца 2014 года томская телекомпания ТВ2 — одна из старейших независимых телекомпаний в России — находилась под угрозой закрытия. В декабре 2014 года Томский областной радиотелевизионный передающий центр в одностороннем порядке расторг договор на вещание ТВ2на метровой частоте. В начале 2015 года телеканал прекратил вещание и в кабельных сетях. В Томске прошел митинг в поддержку канала: зрители связали закрытие ТВ2 с его независимой редакционной политикой. 

Что в итоге. 4 февраля 2015 года сотрудники ТВ2 объявили сбор средств, чтобы продолжить вещание в интернете. В тот же день стало известно, что фонд поддержки российских СМИ «Среда» выделил ТВ2 грант в размере 7,5 миллиона рублей. Сейчас «Агентство новостей ТВ2» существует в виде группы интернет-сайтов, в интернете публикуется в том числе и видеоконтент.

Август 2015 года. «Русская медиагруппа»

Что произошло. Летом 2015 года основатель фонда «Федерация», продюсер Владимир Киселев предложил Владимиру Путину создать в России «патриотический медиахолдинг». Для этого планировалось объединить «несколько телеканалов» и активы «Русской медиагруппы» («Русское радио», «Хит FM», радио Maximum, DFM, Monte Carlo и музыкальный телеканал Ru.tv). «РМГ», принадлежащую холдингу «ИФД Капитал» Леонида Федуна, собирались продать «Госконцерту» (подчиняется Министерству культуры) по цене ниже рыночной. Против продажи выступил менеджмент «РМГ», а также музыканты и продюсеры. Консорциум менеджеров, продюсеров и артистов попытался выкупить активы «РМГ», но ему было отказано. В августе в группу пришел новый генеральный директор — но ушел спустя неделю, пожаловавшись на вмешательство Минкомсвязи в редакционную политику.

Что в итоге. Осенью 2015 года многие сотрудники, в том числе значительная часть команды «Русского радио», уволились из «РМГ». Некоторые из них запустили в ноябре 2015-го «Новое радио». По состоянию на 2016 год продажа «РМГ» «Госконцерту» не состоялась. В апреле «Ведомости» сообщили о выделении структурам Владимира Киселева кредита на три миллиарда рублей на покупку «РМГ».

Январь 2016 года. Forbes

Что произошло. Из-за закона об ограничении доли иностранцев в российских СМИ немецкий концерн Axel Springer вынужден был начать поиски покупателя на Forbes и другие свои активы в России. Переговоры велись много месяцев и завершились в конце 2015 года. Изначально предполагалось, что 20% акций Axel Springer Russia останется во владении ее гендиректора Регины фон Флемминг, что позволит осуществить преемственность по отношению к предыдущему акционеру. Сделка не состоялась, а покупателем всех 100% стал бизнесмен Александр Федотов. По данным «Медузы», он сразу же начал вмешиваться в редакционную политику и требовал снимать материалы; главный редактор Forbes Эльмар Муртазаев отказывался это делать, после чего довольно быстро ушел из издания «по собственному желанию» — это случилось в середине января 2016-го.

Что в итоге. Место Муртазаева занял Николай Усков, не имеющий опыта работы в бизнес-изданиях. Усков сразу же заявил, что его Forbes будет не про политику, но при этом останется «неудобным». Что представляет собой Forbes Ускова, выяснится в ближайшие месяцы, когда выйдут несколько номеров, сделанных под его руководством.

Май 2016 года. РБК

Что произошло. В результате давления со стороны Кремля (пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков это отрицает) редакцию РБК покинули три основных руководителя — шеф-редактор объединенной редакции Елизавета Осетинская, главный редактор РБК Роман Баданин и главред газеты РБК Максим Солюс. Вслед за ними пообещали уволиться многие начальники отделов и журналисты. Они работают в издании до 30 июня.

Что в итоге. Пока неизвестно. Кто будет руководителем РБК, неясно. Какую часть редакции ему удастся сохранить — тоже. Как новый глава РБК будет строить отношения с Кремлем и акционером — владельцем ОНЭКСИМа Михаилом Прохоровым, — тоже непонятно. Максим Солюс, уходя с должности,напомнил, что незадолго до развала редакции в отношении коммерческого руководства РБК было заведено дело о мошенничестве, что снижает вероятность благополучного исхода для Прохорова.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Страны ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: