26 июля 2017, среда

Пророк современной Польши. Чем прославился режиссер Анждей Вайда

В Варшаве 9 октября на 91-м году жизни скончался выдающийся польский режиссер Анджей Вайда
Кинематографическая карьера лауреата многих премий развивалась на протяжении более половины столетия с момента, когда он, сын расстрелянного советскими спецслужбами польского офицера, окончил Лодзинскую киноакадемию. История Польши стала одним из основных сюжетов творчества Вайды. Во время Второй мировой войны будущий режиссер принес присягу Армии
комментировать
Кинематографическая карьера Вайды развивалась более полувека

Кинематографическая карьера Вайды развивалась более полувека

В Варшаве 9 октября на 91-м году жизни скончался выдающийся польский режиссер Анджей Вайда.

Кинематографическая карьера лауреата многих премий развивалась на протяжении более половины столетия с момента, когда он, сын расстрелянного советскими спецслужбами польского офицера, окончил Лодзинскую киноакадемию. История Польши стала одним из основных сюжетов творчества Вайды.

Во время Второй мировой войны будущий режиссер принес присягу Армии Крайовой, воевавшей против красноармейцев. В дальнейшем военная и политическая тематика стала основной многих фильмов Вайды.

Широкое признание пришло к режиссеру после ленты Канал (1957), повествующей о борьбе горстки польских бойцов во время Варшавского восстания в годы войны. Фильм был показан, среди прочего, и в Советском Союзе в рамках Международного фестиваля молодежи в Москве.

Тема борьбы также стала сюжетом для более поздних фильмов Вайды, таких как Пепел и алмаз (1958), Пейзаж после битвы (1970), Катынь (2007).

Общественный резонанс в коммунистической Польше и за ее пределами вызвали картины на политическую тематику. Некоторые из них явно или скрыто оказались злободневными, такие как Человек из мрамора (1977), Без наркоза (1978), Человек из железа (1981), Дантон (1983). 

В 1981-м Вайда удостоился Золотой ветви Каннского кинофестиваля.

Кроме исторических сюжетов Вайда использовал и литературные. Заметное место в наследии польского кинематографиста занимают экранизации произведений: Сибирская леди Макбет (Николай Лесков), Бесы (Федор Достоевский), Пан Тадеуш (Адам Мицкевич). По сюжету литературных произведений он снял фильмы Настасья (по роману Достоевского Идиот), а также Пилат и другие (по булгаковскому Мастер и Маргарита).

В посткоммунистической Польше Вайда занимался политикой. В частности был сенатором Сейма и советником президента по культуре.

В 1994-м, получив кинематографическую премию Киото, режиссер пожертвовал ее на учреждение музея японского искусства в Кракове. Проект создал бесплатно японский архитектор Арата Исодзаки.

В 2000 году Вайда получил премию Оскар. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Страны ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: