18 октября 2017, среда

10 мифов об УПА: УПА боролась за моноэтническое государство

комментировать
Еврей Мандик Хасман (1929-2013) - воин УПА
Фото: Предоставлено Украинским институтом национальной памяти

Еврей Мандик Хасман (1929-2013) - воин УПА

Украинское самостоятельное соборное государство - такой была цель борьбы УПА, закрепленная также и программными документами, однако о том, что ее гражданами могут быть только этнические украинцы, речь не шла.

Украинские подпольщики проводили активную информационную работу, направленную на представителей различных этнических групп, с целью привлечь их к совместной антинацистской или антисоветской борьбе, а в рядах УПА были, кроме украинцев, и представители других национальностей.

10 мифов об УПА. Как было на самом деле? - совместный проект, цель которого - опровергать мифы, существующие в коллективной памяти о деятельности Украинской повстанческой армии.

Предыдущие материалы проекта 10 мифов об УПА читайте здесь.

Миф 8. УПА боролась за моноэтническое государство

Цитата-миф: Естественно, в отношении разных национальностей проводилась разная политика, однако в итоге Украина должна была стать государством украино-националистов, моноэтническим государством, и достичь этого можно было только через большую кровь, очень сильные репрессии против представителей национальных меньшинств.

Александр Дюков. Политика ОУН―УПА по отношению к национальным меньшинствам // Попытки реабилитации ОУН―УПА — преступление против победы. 2008, 13 октября

Суть мифа

Воины Украинской повстанческой армии организовывали массовые истребления неукраинского населения, осуществляя свою политическую программу, предусматривавшую создание моноэтнического государства, без национальных меньшинств.

Факты кратко

Украинское самостоятельное соборное государство — такой была цель борьбы украинских повстанцев, закрепленная также программными документами. О том, что ее гражданами могли быть только этнические украинцы, речи не было. Более того, украинские подпольщики проводили активную информационную работу представителями разных этнических групп, стремясь привлечь их к общей антинацистской или антисоветской борьбе. В рядах УПА боролись не только украинцы, но и представители других национальностей.

Факты подробнее

Украинская повстанческая армия создана в конце 1942 года. Главными ее организаторами стали руководители Организации украинских националистов, а именно ее бандеровского крыла, поэтому программные положения ОУН(б) легли в основу политической стратегии УПА.

Революционный Провод ОУН во главе со Степаном Бандерой возник в феврале 1940 года. Уже в декабре он опубликовал первое публичное заявление организации — Манифест к украинцам и другим народам СССР о совместной борьбе за образование национальных государств. Главной целью в нем провозглашалась борьба против советского оккупационного режима: "Мы, украинцы, поднимаем знамя нашей борьбы за свободу народов и человека".

Эта борьба должна принести всем угнетенным Москвой народам свободу обустраивать собственную жизнь на родной земле на свое усмотрение. Ее целями также провозглашались достоинство и свобода человека, свобода совести, вероисповедания и убеждений.

Призывов или требований к уничтожению каких-либо национальных меньшинств Манифест не содержал. Наоборот, он заканчивался призывом к объединению всех угнетенных народов в борьбе за развал советской империи. Ключевой девиз борьбы украинских повстанцев следующего десятилетия "Свобода народам! Свобода человеку!" сформулирован впервые именно в Манифесте от декабря 1940 года.


Обращение командования УПА к народам Средней Азии, июнь 1943 / Фото: Предоставлено Украинским институтом национальной памяти
Обращение командования УПА к народам Средней Азии, июнь 1943 года / Фото: Предоставлено Украинским институтом национальной памяти


В апреле 1941 р. в Кракове состоялся ІІ Большой сбор бандеровского крыла ОУН. Принятое на нем постановление стало программой борьбы за независимость Украины в условиях войны.

Как и в декабрьском Манифесте, ряд положений акцентировали на необходимости борьбы за самостоятельное Украинское государство, за "свободу всех народов, угнетенных Москвой, и их право на свою государственную жизнь".

Из национальных меньшинств отдельно в постановлении упоминались лишь поляки и евреи. Отмечалось, что ОУН ведет борьбу только против тех польских группировок, целью которых было возобновление польской оккупации украинских земель.

В адрес евреев звучало популярное еще с межвоенного периода обвинение в массовой поддержке ими коммунистического режима. Но вместе с тем еврейские погромы националисты оценивали как попытку отвлечь внимание от главной цели — стремления создать Украинское государство и от главного врага — Москвы. Поэтому предполагалось, что борьба с евреями будет вестись только в тех пределах, в которых они составляют опору для коммунистического режима. Никаких призывов к уничтожению всех поляков, евреев или других национальных меньшинств именно за их этническую принадлежность постановление не содержало.

Отдельные положения постановлений ІІ Большого сбора ОУН конкретизировали и расширили в составленных в мае 1941 года инструкциях, реализация которых должна была способствовать захвату украинскими националистами власти после отступления советских войск под натиском немецкой армии.

Эти указания также не содержали тезисов об уничтожении всех представителей национальных меньшинств. В них провозглашался девиз "Украина для украинцев", но он означал, что власть в Украине должна принадлежать украинцам, а не народам-оккупантам, с которыми следует бороться, пока они не прекратят оккупацию украинских земель.

Речь шла о возможной ликвидации нежелательных польских, русских или еврейских деятелей. Представителей этих этнических групп причисляли к подозрительным, поскольку считали опорой предыдущих оккупационных режимов — польского или советского.

Однако указания о возможной ликвидации касались не целых этнических групп, а конкретных активистов, сотрудничавших с врагом, или тех, кто вел борьбу против ОУН и Украинского государства.

Другим представителям национальных меньшинств гарантировались такие же права, как и этническим украинцам.


Фрагмент обращения Главной команды УПА к россиянам, июнь 1943 года / Фото: Предоставлено Украинским институтом национальной памяти
Фрагмент обращения Главной команды УПА к россиянам, июнь 1943 года / Фото: Предоставлено Украинским институтом национальной памяти


Похожие тезисы касательно этнических групп сформулированы в решениях Второй конференции ОУН в 1942 году. Здесь тоже выделены поляки и евреи. Относительно первых акцент делался на необходимости "утихомиривания польско-украинских отношений", а относительно евреев — на нецелесообразности принимать участие в антиеврейских акциях, поскольку это отвлекало внимание от главного врага. Со всеми другими национальными меньшинствами предполагалось наладить дружественные отношения и сотрудничать в рамках общего фронта угнетенных народов.

В феврале 1943 года Третья конференция ОУН в очередной раз повторила идею создания общего фронта угнетенных народов для совместной борьбы против государств-оккупантов.

Постановления ІІІ Чрезвычайного Большого сбора ОУН в августе 1943 года окончательно утвердили тезис о "полном праве национальных меньшинств развивать свою собственную по форме и содержанию национальную культуру" и "равенстве всех граждан Украины независимо от их национальности в государственных и общественных правах и обязанностях".

Никаких исключений для "подозрительных" этнических групп этот текст не содержал. Именно эти решения стали основой политической программы УПА, отраженной в документе "За что борется Украинская повстанческая армия".

УПА в большинстве своем состояла из украинцев, поскольку на землях, охваченных повстанческой борьбой, проживали преимущественно украинцы, но были в ее рядах и представители других национальностей.

Например, еврей Лейба-Ицик Добровский был сотрудником политического отдела штаба УПА на Волыни. Он стал автором листовок-обращений к народам Кавказа и Средней Азии с призывом вступать в УПА. В документах и воспоминаниях встречаются имена и других евреев, находившихся в УПА в качестве врачей. Это Шая Варм, который в течение 1943—1944 годов спас жизни многих повстанцев, Самуэль Нойман, Арон Козловский, Абрагам Штерцер и др. В одном из повстанческих отрядов некоторое время воевал еврейский юноша Мандик Хасман.

В УПА в 1943—1944 годах существовали и так называемые национальные отделы — узбекские, грузинские, азербайджанские и пр. Донесения советских партизан отмечают, что значительное количество воинов УПА по состоянию на начало 1944 года не были украинцами по национальности. Документы фиксируют и неединичные случаи сотрудничества с украинским подпольем евреев, поляков, чехов и представителей других национальных меньшинств.

Таким образом, главная цель борьбы УПА заключалась в обретении независимого Украинского государства в границах этнических украинских земель. Повстанцы формулировали свое отношение к представителям национальных меньшинств исключительно через призму отношения конкретных людей или структур (а не национальности как сообщества) к борьбе УПА и к самому Украинскому государству.

Автор - Владимир Вьятрович, Украинский институт национальной памяти

10 мифов об УПА. Как было на самом деле? — совместный информационный проект НВ,  Украинского института национальной памятиЦентра исследований освободительного движения  и  Издательства КСД , цель которого — опровергать мифы, которые существуют в коллективной памяти о деятельности Украинской повстанческой армии.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Политика ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: