16 декабря 2017, суббота

Цветут и пахнут. Отечественные производители роз вытесняют с национального рынка западных конкурентов

комментировать
Производство роз в Украине — бизнес высокорентабельный (на фото Сергей Загоруйко, генеральный директор компании Камелия)
Фото: Наталия Кравчук/НВ

Производство роз в Украине — бизнес высокорентабельный (на фото Сергей Загоруйко, генеральный директор компании Камелия)

Отечественные производители роз вытесняют с национального рынка западных конкурентов и прокладывают путь в Европу. Об этом пишет журнал Новое Время.

Цветы нации

Украинские производители цветов уверенно вытесняют с отечественного рынка западных конкурентов: согласно Госстату, если в 2012 году на долю украинских компаний приходилось примерно 30% рынка, то в 2016 году — все 80%.

Сейчас потребности рынка закрывают всего четыре тепличных комбината — Аскания-Флора, Камелия, Фрезия и Тандем, в сумме владеющие 40 га теплиц.

При этом в 2016 году экспорт вырос втрое по сравнению с минувшим годом. Украинские цветоводы реализовали почти 3 млн роз. Причиной такого роста стало открытие новых рынков для украинских цветоводов, в частности Ирана, Ирака и Казахстана. А основными покупателями украинских роз остаются Польша, Беларусь и Нидерланды. Главное преимущество украинской розы на мировом рынке — ее цена, которая ниже европейской.


web_01roses_28_08_17
Инфографика: Новое Время


Главный хаб мирового цветочного трафика — голландский городок Алсмер. Здесь находится FloraHolland, крупнейший цветочный аукцион мира площадью 90 га, работающий уже больше 100 лет. Через него за год проходит 12 млрд шт. цветов, которые поставляются из 50 стран мира. Именно по котировкам голландской биржи устанавливаются мировые цены на цветы.

Выход на голландский аукцион некоторых украинских производителей пока оказался не очень удачным: чтобы заявить о себе серьезно, нужно присутствовать на бирже 4–5 дней в неделю и продавать за это время не меньше 150–200 тыс. роз. Это для украинского производителя пока довольно хлопотно.

В целом, оборот мирового цветочного бизнеса составляет € 30 млрд в год — почти треть ВВП Украины. Эксперты признают, что доля украинских производителей в нем - это капля в море.

Бизнес с шипами

Сергей Загоруйко, генеральный директор компании Камелия, второго крупнейшего производителя роз в Украине, называет себя “цветочным динозавром”: его Камелия на рынке уже почти четверть века.

Загоруйко начинал разводить розы в селе Княжичи под Киевом, а сегодня здесь уже настоящая фабрика роз с 7,5 га теплиц, где трудятся 120 рабочих. В этом хозяйстве срезают по 100 тыс. цветков в день.

Цветовод отмечает, что постепенно европейские вкусы приживаются и у отечественных потребителей. К примеру, в последние пять лет в Украину из Европы перекочевала мода на так называемую пионовидную розу.


web_02roses_28_08_17_2
Инфографика: Новое Время


“То, что у меня шло как “нестандарт” и продавалось в пять раз дешевле”,— разводит руками Загоруйко.

Хит последних лет — розы с несколькими маленькими бутонами на одном побеге, так называемый сорт "спрей". Они настолько популярны, что в следующем году 25% места в теплицах Загоруйко собирается отвести именно под эти сорта.

Без романтики

Романтический флер вокруг розовых кустов развеивается, как дым, когда видишь, сколько труда стоит за их выращиванием. Причем большая часть работ выполняется вручную.

На жаре, согнувшись в три погибели, две немолодые женщины прививают свежепосаженные кусты. Работают в паре: одна делает надрез у основания стебля, вторая следом перевязывает растение. За день вместе они успевают обработать до 3 тыс. кустов. На поле одновременно трудятся несколько таких пар.

Впрочем, в мировом цветочном бизнесе, оборот которого составляет € 30 млрд в год — почти треть ВВП Украины,— это капля в море.


web_03roses_28_08_17_01
Инфографика: Новое Время


Несмотря на то, что производство роз в Украине — бизнес высокорентабельный, здесь есть и своя ложка дегтя: это трудоемкий и дорогостоящий бизнес прежде всего из за необходимости круглогодичного отапливания теплиц.

По этой причине с рынка ушли многие цветочные компании. Залогом выживания в этом бизнесе могут стать лишь новые энергоэффективные технологии и автоматизация производственного процесса.

Материал опубликован в свежем номере журнала Новое Время - №28 от 11 августа 2017 года.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

События ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: