21 октября 2017, суббота

Сначала спросите себя: что сделали бы вы, чтобы выжить? Канадский писатель о скандально известном украинце «Джоне» Демьянюке

Сначала спросите себя: что сделали бы вы, чтобы выжить? Канадский писатель о скандально известном украинце «Джоне» Демьянюке

Джонатан Гарфинкель перед приездом в Киев с нашумевшей пьесой об украинце «Иване Грозном», обвиненном в убийстве тысяч узников концлагерей, рассказывает, каким видел Демьянюка на суде.

В конце апреля в Киев приезжает автор пьесы, скандальной даже не в квадрате, а в кубе: за провокационным названием Холокост кабаре стоит один из самых спорных эпизодов украинской истории – жизнь, преступление и наказание украинца Ивана «Джона» Демьянюка, одного из самых одиозных участников судебных процессов над нацистскими преступниками. Пьесу уже показали в Германии, Канаде и Америке. Показы сопровождали крики возмущения, взрывы аплодисментов, недоумение, шок и неутихающие споры.

28 апреля скандальную пьесу покажут в Киеве, причем впервые она прозвучит на русском языке.

Сюжет пьесы – это история жизни Ивана Демьянюка, которого признали виновным в военных преступлениях, совершенных им в бытность охранником в нескольких нацистских концлагерях во время Второй мировой войны. После двух громких процессов, проходивших сначала в Израиле, а потом в Германии, никто так и не дал ответа на вопрос о том, виновен ли украинец в жестоких преступлениях, которые ему инкриминировали. Обвиняли Демьянюка в том, что в годы Второй мировой он обслуживал газовые камеры в нацистском концентрационном лагере Треблинка и был причастен к убийствам свыше 29 тысяч человек, применяя к узникам садистские пытки. Обвинение утверждало, что он носил имя Иван Грозный. Судебный процесс над ним длился почти 40 лет.

Над постановкой пьесы работали создатели киевского театра Мизантроп – режиссер Илья Мощицкий и композитор Дмитрий Саратский – в содружестве с коллегами из Украины, России, Канады и Израиля. Спектакль в прямом смысле слова провоцирует зрителя, заставляя взглянуть на себя сквозь призму сознания то мученика, то палача, стирая грань между добром и злом.

Спектакль покажут на сцене киевского концерт-холла Bel’etage. Накануне в украинскую столицу приедет и автор пьесы, канадский драматург Джонатан Гарфинкель. В свое время он лично присутствовал на судебных заседаниях с участием Демьянюка.  

Накануне приезда Гарфикеля в Киев НВ расспросило его о судебных процессах над Демьянюком, в которым ему приходилось участвовать, а также о том, не прокляли ли его еврейские родственники за попытку заставить мир сомневаться в том, что люди с прошлым Демьянюка были палачами, а не жертвами.

- С чего началась история вашего знакомства с Демьянюком?

- Всё началось в 1999 году, когда я прочел газетную статью об управлении специальных расследований США, которое подняло и открыло его дело. Мюнхен был заинтересован в экстрадиции Демьянюка на второй судебный процесс, и я подумал: «А каким был его первый судебный процесс?». Поэтому я прочитал книгу об Иерусалимском процессе. Она меня заинтриговала, и я стал будто одержим.

- Являлась ли эта история для вас личной? Почему вас задела эта тема настолько, что вы решили об этом написать?

- В некоторой степени история достаточно личная, ведь я писатель с еврейскими корнями. В то время, как я являюсь представителем второго поколения, проживающим в Канаде, мои бабушка и дедушка, прабабушка и дедушка были евреями из Польши и Западной Украины. Я потерял свою семью на войне. В детстве я также учился в еврейской школе и изучал Холокост. Но честно признаться, все это всегда находилось у меня за спиной, где-то на заднем плане.

Случай Демьянюка привлек меня, потому что он казался сложным и близким в одночасье. Речь идет о сложных воспоминаниях, справедливости и о том, что мы делаем, чтобы выжить. Признаться, я испытывал симпатию к Демьянюку и всегда задавался вопросом, о чем же он на самом деле думал. Эти вопросы и тайна о том, кто же он был на самом деле, пробудили во мне желание написать о нем.

Изначально я написал все в виде стихотворения. В тексте попадаются его фрагменты (я – три в одном: поэт, драматург и писатель). В конечном итоге, я сделал все пьесой, потому что так проще раскрыть материал. Испытания – та же пьеса. Они очень наиграны и артистичны. Подумайте, разве Иерусалимский процесс не был той же театральной сценой?


Иван Демьянюк Фото: ieshua.org
Иван Демьянюк Фото: ieshua.org


- Вы посещали не одно заседание суда по делу Демьянюка. Удалось ли вам пообщаться с ним? Каким он предстал в ваших глазах?

- К сожалению, мне не удалось пообщаться с Демьянюком. Он выглядел старым и хрупким; на тот момент ему было 89 лет.

- И все же исходя из ваших наблюдений, он сам считал себя кем – жертвой? Преступником? Раскаивался ли он? Или оправдывал себя?

- Думаю, он считал себя невиновной жертвой.

- Что больше всего поразило вас в нем?

- Лично для меня Демьянюк – это слияние человека и символа. Не просто как  человек, а именно как военнопленный,  он совершал некоторые моральные поступки, о которых стоит думать и оценить их. Теперь мы знаем, что после того, как он попал в плен к нацистам, он стал охранником в лагере смерти Собибор. Что именно он делал в Собиборе? Нам точно неизвестно. Эта загадка манила и привлекала меня, и она стала одним из толчков моего интереса к Демьянюку.

Я также считаю его очень интересным персонажем-символом: он символ нашей потребности в возмездии за ужасные, непростительные преступления против человечества. О каком возмездии можно говорить и какое оно должно быть за убийства миллионов ни в чем не повинных евреев в период Холокоста? Демьянюк является символом последнего нациста, которого будут судить в Германии, и я познакомился с ним, когда присутствовал на суде в Мюнхене в 2009 году. Это был символ, который заменил человека.

-  Что вы вкладываете в понятие «холокост кабаре»?

- Это пьеса о военных преступления Холокоста в сопровождении песен. Название и содержание – это вызовы и провокации, их цель – заставить нас посмотреть на самих себя. Надеюсь, это напоминает работу Бертольда Брехта. Я студент Брехта. Его ученик.

- Как ваши еврейские родственники отнеслись к пьесе Холокост кабаре? Вы все еще общаетесь?

- Моим родственникам очень понравилась пьеса. На их взгляд она соединила в себе веселость и таинственность. Они отлично меня знают.

 



Репетиция пьесы Холокост кабаре

Репетиция пьесы Холокост кабаре


- Пять лет назад пьеса была поставлена в Германии и Канаде. Какие отзывы вы получили там?

- В Канаде и Германии людям очень понравилась пьеса. Канадским зрителям нравился стиль кабаре, а также история, основанная на исторических фактах. Немцы действительно сопереживали и пытались разобраться в связях между Джоном Демьянюком и Иваном Треблинским. Это действительно много значило для них.

- Были ли среди зрителей выжившие во время Холокоста? Какова была их реакция?

- В Торонто и Ванкувере были выжившие, а также зрители, которые были на процессе Демьянюка в Израиле. Когда я после всего говорил с ними, они решили, что я как никто другой проникся судом, почувствовал его атмосферу. Мне сказали, что пьеса действительно отражает хаос этого процесса, как и тяжелые воспоминания выживших. Они поняли, что я почувствовал всю драму Иерусалимского процесса.



В Киеве скандальную пьесу о суде над Иваном Демьянюком покажут 28 апреля

В Киеве скандальную пьесу о суде над Иваном Демьянюком покажут 28 апреля


- Как вы считаете, почему эта постановка значима для Украины? И правильное ли выбрали время для премьеры?

- Я думаю, что украинцы увидят в Иване Демьянюке, в первую очередь, человека. Ведь – и это было важно для меня – нужно помнить о том, что он человек. Я никогда не общался с Демьянюком лично, но я думаю, что он был хорошим отцом, который пытался делать правильные вещи, но для начала просто хотел выжить. Я симпатизирую ему. Мы никогда не узнаем, что он сделал на самом деле. Но я думаю, в первую очередь, нам нужно спросить самих себя: что бы сделали мы, чтобы выжить в неразрешимой ситуации? И еще нам нужно задать себе более глубокий экзистенциальный вопрос: может ли хороший человек делать ужасные вещи? Если вы можете задать себе такие сложные вопросы, понимая всю глубину их моральной сложности и учитывая противоречия человеческого восприятия, забыв только о черном и белом, и просто получить удовольствие от шока и восхищения, тогда вам стоит пойти и посмотреть эту постановку.

По мере того как умирают нацисты и поколение выживших во время Холокоста, эта пьеса – как историческая память. Это история об украинце, попавшем в жернова истории. Я думаю, что эта тема важна и актуальна, особенно сейчас, в международном климате ультранационализма и популизма. Я боюсь, что мы снова на пороге чего-то ужасного.

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

События ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: