4 декабря 2016, воскресенье

Первый в СССР: Самые интересные факты к 37-летию киевского скоростного трамвая

комментировать
Скоростной трамвай в Киеве

Скоростной трамвай в Киеве

30 декабря 1978 года в Киеве была запущена первая в СССР линия скоростного трамвая. НВ собрало самые интересные факты о нем.

Строительство линии скоростного трамвая в Киеве началось в 1970 году.


Строительство станции Воздухофлотская
Строительство станции Воздухофлотская


Для быстрой доставки жителей массивов Троещина и Отрадный в центр города первоначально рассматривалось два варианта организации транспортного маршрута. Классический - совмещенный трамвайно-автобусный маршрут и инновационный изобретателя Владимира Веклича - троллейбусные поезда из трех машин (более дешевый и менее шумный).

Оба этих решения обеспечивали провозную способность маршрута до 17 тысяч пассажиров в час в одном направлении.

К концу 1960-х в связи с активным строительством новых домов на массиве Борщаговка специалисты Киевпроекта (инженеры Левитан, Романенко, Коваль) определили, что на направлении Южная Борщаговка - центр необходимо иметь транспортную систему, перевозящую 20–25 тыс. пассажиров в час со временем поездки до 30 минут.

Вариант строительства ветки метро был не реален, так как для ее рентабельной работы необходим пассажиропоток от 40 тысяч человек в час в одном направлении. Для решения задачи надо было искать нестандартное для СССР в то время решение.

В мае 1967 года состоялась первая командировка представителей Киевского трамвайно-троллейбусного управления (КТТУ) на 37-й конгресс Международного союза общественного транспорта, который проходил в Барселоне (Испания).

Там руководитель Василий Дьяконов и ведущий технический специалист Владимир Веклич ознакомились с преимуществами работы трамвая в скоростном режиме на обособленном полотне, изучили систему интервального регулирования и блокировки, применяемой на такой линии. Они пришли к выводу о возможности создания аналогичной системы на отечественной элементной базе.

Вернувшись в Киев, в отчете о поездке они рекомендовали построить аналогичную линию в столице. В следующих своих поездках за рубеж они накапливали необходимую информацию для реализации такого проекта в Киеве. Особенно полезной стала их четвертая совместная командировка в Брюссель, где они ознакомились с опытом эксплуатации одной из самых современных на то время линий скоростного трамвая.

Их рекомендации о строительстве в Киеве линии скоростного трамвая были рассмотрены и поддержаны на коллегии министерства жилищно-коммунального хозяйства УССР и реализованы в постановлении Совета Министров СССР № 538 от 13 июля 1970 года.

Как руководитель КТТУ, Василий Дьяконов занимался общим руководством проекта, а Владимир Веклич, став директором научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства, руководил его технической частью. Проект линии был разработан специалистами Киевпроекта под руководством Марии Савченко.

Все двенадцать станций скоростного трамвая были построены на участке длиной 9,25 километра от окружной дороги до площади Победы. На линии эксплуатировались в скоростном режиме 2-х и 3-вагонные поезда, состоящие из вагонов чехословацкого производства Tatra T3SU.

По предложению архитектора Ильяшенко все подземные станции были совмещены с подземными пешеходными переходами. Билет на проезд приобретался на станции, тут же компостировался и перед выходом на платформу предъявлялся контролёру.

На линии удалось достигнуть средней скорости 28,7 км/ч, что почти в 1,8 раза была выше, чем на линиях обычного трамвая. Это позволило ежегодно экономить около 3 млн. человеко-часов.

Время поездки от Окружной дороги до пл. Победы составляло менее 20 минут, а интервал движения - 1,5 минуты.

Советская промышленность освоила производство "мозга" линии – системы интервального регулирования, обеспечивающей движение до 50 пар поездов в час. Создатель системы Владимир Веклич разработал ее на отечественной элементной базе, применив оригинальное техническое решение . По большинству характеристик она превосходила аналоги, с которыми он ознакомился за границей.

При подготовке публикации использованы материалы Музея электротранспорта Киева 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

События ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: