23 августа 2017, среда

Национально-территориальная автономия крымских татар: что это значит для Украины

комментировать
Крымскотатарская община – это наиболее проукраинская часть населения оккупированного Крыма

Крымскотатарская община – это наиболее проукраинская часть населения оккупированного Крыма

НВ объясняет, что для Украины значит признание Радой крымских татар коренным народом Крыма и что после этого изменится.

Что произошло

20 марта 2014 года Верховная Рада проголосовала за Заявление в отношении гарантии прав крымскотатарского народа в составе Украины. В документе парламент признал крымских татар коренным народом Крыма и заявил о поддержке Декларации ООН о правах коренных народов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 2007 года.

18 мая 2016 года президент Украины Петр Порошенко, выступая на концерте-реквиеме памяти жертв геноцида крымскотатарского народа в Национальной опере Украины, объявил, что инициирует создание рабочей группы в рамках Конституционной комиссии для разработки изменений в Конституцию, касающихся права крымских татар на самоопределение.

"Мы хоть и с опозданием, но осознали необходимость создания в Крыму национальной автономии крымских татар с полным гарантированием равных прав и свобод этнических украинцев, россиян и других этносов полуострова", - заявил Порошенко.

Речь идет об изменениях в разделе 10 Конституции Автономная республика Крым.

Таким образом, после возвращения украинского суверенитета над территорией Крыма на полуострове должна появиться национально-территориальная автономия крымских татар как коренного народа.

Что такое коренной народ

Главное отличие коренного народа, проживающего на своих исторических территориях, от других национальных меньшин, которых в Украине также есть немало, – это отсутствие собственного государства.

Именно это, согласно нормам международного права и Декларации ООН про права коренных народов, дает им коллективные права, в том числе право на самоопределение в рамках существующих государств, пояснила во время публичных дебатов 23 июня, организованных общественной организацией Европа без барьеров, эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика Наталья Белицер. По ее словам, в случае коренных народов все механизмы и формы самоуправления и автономии реализуются исключительно в пределах существующего государства и не могут ставить под сомнение его суверенитет и территориальную целостность.

Национально-территориальная автономия должна гарантировать коренным народам возможность обучения на своем языке и использования его в государственных учреждениях, а также право пропорционального представительства в местных органах власти и самоуправления в местах компактного проживания. То есть, фактически, возможность сохранения своей идентичности при отсутствии собственного суверенного государства.

"Вы не можете сохраниться со своим языком, если не установите определенные правовые нормы, гарантирующие обучение ваших детей вашем родном языке. Вы не можете сохраниться, если вы не будете иметь равный доступ к управлению своей землей. Не приоритетный, не доминанту какую-то, а равный хотя бы доступ. Следовательно, должны быть законы, которые вам предоставляли бы эти возможности", - заявил во время публичных дебатов 23 июня народный депутат Украины и глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.

Самоопределение коренных народов в мировой практике

В Европе одним из примеров осуществления права на самореализацию коренного народа является обеспечение прав народу саамов, проживающего в Финляндии, Норвегии и Швеции.

В частности, власти Финляндии обязаны вести переговоры с Саамским парламентом по всем важным вопросам, которые их касаются. Саамский язык может применятся в судах, в перечисленных законом государственных и муниципальных органах (а также в органах, в которые подаются жалобы на них), под юрисдикцию которых попадает территория компактного проживания саамов. Кроме того, любой человек, устраивающийся на работу в эти органы, должен подтвердить знание саамского языка. Саамский парламент в Финляндии избирают все граждане саамского происхождения, которым исполнилось 18 лет. Он распределяет средства, выделенные в госбюджете на развитие саамской культуры и языка, рассматривает заявки на разработку месторождений полезных ископаемых, вопросы заповедников и другие.

Еще одним примером является статус индейцев в США и Канаде.

Так, в Канаде жители резерваций освобождены от уплаты федеральных и провинциальных налогов с доходов и собственности, имеют право на свободное пользование ресурсами и угодьями резервации, бесплатное медицинское обслуживание и обучение детей в школах, помощь в обеспечении жильем. За индейцами также закрепляются права на охоту и рыбную ловлю в любое время года на специально отведенных землях. Юридический статус индейцев и резерваций входит в исключительную компентенцию федерального правительства Канады. Провинциальные законы не могут менять законы коренного народа.

В США насчитывается 565 индейских племен, официально признанных федеральным правительством. Юридически индейские резервации имеют почти те же права, что и штаты США. В большинстве из них активно действуют племенные суды и собственные правоохранительные органы. Кроме того, в США имеются прецеденты выплаты компенсации индейцам за реквизированные властями страны земли. Первым из них стал Акт по решению земельных требований коренных народов, принятый Конгрессом США в 1971 году. Соглашение предполагало передачу федеральным властям 44 млн акров земли в обмен на выплату компенсации в 962,5 млн долларов.

Крымскотатарская автономия: СССР и Украина


Инфографика общественной организации Европа без барьеров
Инфографика общественной организации Европа без барьеров


Самоопределение крымских татар и российско-украинский конфликт

После оккупации Крыма Россия стремится к размыванию национальной идентичности крымских татар и запугиванию активистов и общины с помощью силовых структур. Некоторых лидеров и активистов крымскотатарской общины арестовали, а деятельность Меджлиса – представительского органа крымскотатарского народа, несмотря на протесты мирового сообщества, была запрещена на территории оккупированного полуострова.

В июне 2016 года в России заявили о намерении создать федеральную "национально-культурную автономию" крымских татар, однако эта идея была раскритикована представителями Меджлиса.

"Создание некой национально-культурной автономии, а согласно российскому законодательству – это обычная организация с несколько иными задачами, функциями, я рассматриваю как стремление власти пожелания и требования, которые крымские татары высказывают на протяжении долгого времени, свести на некий минимальный уровень. Это попытки нивелировать крымскотатарский вопрос с одной стороны, а с другой – продемонстрировать некую заботу о крымских татарах со стороны власти", – прокомментировал  российскую инициативу замглавы Меджлиса Нариман Джелял.

Он также выразил надежду, что  конституционная реформа в Украине наглядно продемонстрирует, что Украина может предложить крымским татарам "гораздо большее".

Однако некоторые украинцы интерпретируют самоопределение крымских татар как сепаратистскую тенденцию. В связи с этим, по словам первого заместителя Министра Информационной политики Эмине Джапаровой, в крымскотатарской среде есть опасения касательно поддержки со стороны украинского общества.

В то же время, как отмечает Благотворительный фонд Майдан закордонних справ в Стратегии возвращения Крыма, на данный момент крымскотатарская община – это наиболее проукраинская часть населения оккупированного Крыма. Ее численность составляет 300 тысяч человек и приближается к 15% избирателей полуострова. Таким образом, признание крымскотатарского народа коренным усиливает политические позиции Украины в борьбе за деоккупацию полуострова, считают в организации.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

События ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: