7 декабря 2016, среда

Загадочное вещество с метеорита оказалось ошибкой кристаллографов

Найденный в Сибири образец лонсдейлита
Фото: А.А. Евсеев / geo.web.ru

Найденный в Сибири образец лонсдейлита

Международная группа кристаллографов выяснила, что лонсдейлит, материал, который ранее считали особой аллотропной модификацией углерода, оказался является сильно деформированным обычным алмазом.

Статья исследователей опубликована в журнале Nature, коротко о ней пишет Образовач.

Лонсдейлит впервые нашли при анализе металлического метеорита Каньон-Дьябло около 50 лет назад. При  анализе обнаружили микроскопические кристаллы углерода, спектральный анализ показал необычные результаты. Ученые заключили, что в найденных кристаллах атомы углерода находятся в узлах трехмерной сетки, слои которой состоят из деформированных шестиугольников.

Кристаллическая решетка лонсдейлита

Анализ структуры выявил, что лонсдейлит на 58% тверже самого прочного земного минерала, алмаза. Новый материал назвали в честь известного кристаллографа Дейма Лонсдейла. За прошедшее время многие характеристики лонсдейлита анализировали в основном численными и теоретическими методами - получить на практике кристаллы этого материала не удавалось.

В новой работе ученые подвергли графит, из которого, как полагали, образуется лонсдейлит, влиянию высоких температур и давлению. Эксперимент должен был имитировать условия, которые возникают при падении метеорита.

Методами современной элекстронной микроскопии, ученые проанализировали лабораторные образцы и заключили, что они не отличимы от лонсдейлита. Структура образцов была далека от предполагаемой структуры лонсдейлита - она являлась деформированной решеткой алмаза. При этом она показала самую необычайно высокую твердость, которую приписывали лонсдейлиту.

По словам ученых, результаты их исследования скорее положительные, чем отрицательные. Ранее считалось, что выпуск лонсдейлита на современном уровне техники невозможно. Тем не менее, возможно, специальное деформирование алмазов и алмазного покрытия позволит получать сверхтвердые материалы уже в скором будущем.