25 февраля 2017, суббота

Ученые выяснили, что Вселенная погибнет раньше, чем принято считать

Вселенная расширяется намного быстрее, чем считали ученые
Hubble / NASA

Вселенная расширяется намного быстрее, чем считали ученые

Группа астрофизиков опубликовала результаты своего исследования, которое показывает, что Вселенная расширяется ощутимо быстрее, чем принято считать. Как минимум, на 5-9%.

Единственным финалом расширения Вселенной может быть ее самоуничтожение, и теперь ученые предполагают, что это произойдет раньше, чем можно было ожидать.

"Забавная Вселенная стала еще забавнее", - иронизирует астрофизик Брэд Такер.

Ученые внесли уточнения в знаменитый закон Хаббла, который описывает расширение Вселенной.

Поводом для изменений стали данные, полученные телескопом, который, по иронии судьбы также носит имя Hubble. Данные о расширении Вселенной были сопоставлены с показателями, которые получили космический аппарат WMAP и спутник Planck.

Оба аппарата измеряют "послесвечение" Большого взрыва. А Hubble проанализировал расстояния между ближайшими и наиболее удаленным галактиками.

Всего в замерах участвовали 2400 звезд и 300 сверхновых.

Ученые соотнесли замеры световых следов и показатели расширения пространства Вселенной. И результаты оказались весьма неожиданными.

"Если вы ведете отсчет с двух противоположных точек, и ваши данные верны, то пути пересекутся посередине, - объясняет один из авторов исследования Нобелевский лауреат по физике Адам Риз. - Но если пересечение происходит в другой точке, нужно выяснить, почему это происходит".

На первый взгляд, увеличение всего на 5-9% не кажется значимым, однако в мире физики - это весьма существенное отклонение. Судя по всему, существующие представление об энергетическом балансе после Большого взрыва неверны.

Риз предполагает, что Вселенная может расширяться быстрее, чем было принято считать, потому что в прежних рассчетах не были учтены эффект, который оказывают темная материя и темная энергия. А ведь именно они составляют 95% Вселенной.

Возможно, речь идет о темной радиации, гипотетическом явлении, природа которого не известна, а сам факт существования пока не доказан, предполагает Такер.

По словам Риза, погрешность расчетов составляет на текущий момент 2,4%.

В ближайшее время ученые намерены снизить погрешность расчетов до 1% с помощью космического телескопа имени Джеймса Уэбба и Европейского чрезвычайно большого телескопа (E-ELT).