19 февраля 2017, воскресенье

Ученые выяснили, почему курильщиков тянет к алкоголю сильнее чем некурящих

Всему виной специфическая группа нейронов, возникающая в мозгу вследствие курения табака

Ученые выяснили, почему у заядлых курильщиков алкогольная зависимость развивается в несколько раз чаще, чем у некурящих, сообщает Наука и Жизнь со ссылкой на The Journal of Neuroscience.

Так, в статье The Journal of Neuroscience говорится про особую группу нейронов, которые активируются совместным действием алкоголя и никотина. В ходе эксперимента, самцам крыс позволяли выпить столько алкоголя, сколько им угодно. В пересчете на человеческие пропорции выходило по 1-2 порции пива, причем животных останавливали как раз тогда, когда они уже начинали явно пьянеть.

Затем животных делили на две группы, и одну из них два месяца обрабатывали парами алкоголя, чтобы сформировать у них зависимость. Когда таким крысам выдавали спиртное, они выпивали уже дозу, соответствующую шести бутылкам пива, а уровень алкоголя в крови в три раза превышал норму (опять же, в пересчете на человеческие пропорции). Крысы, как и в первый раз, пили столько, сколько им хотелось, и ничего удивительного в возросших потребностях не было: алкогольная зависимость всякого заставляет пить больше.

Вторую же группу животных обрабатывали не просто парами алкоголя, но в смеси с никотином. Именно у этой группы зависимость развивалась не за два месяца, как у первой группы, а всего за три недели. Пристрастие к спиртному не слабело даже тогда, когда к питью добавляли хинин. Ученые посчитали, что факт того, что горький вкус хинина не гасил тягу к алкоголю, указывал на настоящее непреодолимое влечение, как оно выглядит у людей.

Такая реакция по мнению медиков заключается в том, что никотин активировал некоторые нейроны в мозгу, которые отвечают за чувство удовольствия, удовлетворения от вознаграждения. Именно в этих нейронах прячутся всевозможные зависимости. Как оказалось, в сочетании с алкоголем никотин активирует еще и стрессовые нейроны, укрепляя тем самым чувства дискомфорта, тревоги и раздражения. Авторы работы подчеркивают, что нейроны, которые включались при одновременном действии никотина и алкоголя, отличались от тех, которые активизировались в ответ на каждое вещество в отдельности, будь то никотин или алкоголь.

Интересно, что во время этого исследования, ученые попытались разработать новый способ борьбы с алкогольной и никотиновой зависимостью. Поскольку выявленные нервные клетки представляют собой отдельную группу, к ним нужно подобрать какое-нибудь вещество, которое подавляло бы их активность. Если подобное вещество удастся найти, ликвидировать алкогольно-никотиновую зависимость станет намного проще, уверены авторы исследования.

Ранее, сотрудники Университета Джонса Хопкинса предложили заменить традиционные средства борьбы с никотиновой зависимостью галюциногенными грибами, которые по мнению ученых, будут более эффективны в преодолении тяги к табаку.