6 декабря 2016, вторник

Ученые выяснили, что уровень моря поднимается быстрее, чем считалось

Извержение вулкана на Филиппинах ввело в заблуждение климатологов, измеряющих уровень моря.

Международная группа исследователей выяснила, что последние 25 лет данные о росте уровня моря были ошибочными. На самом деле вода прибывает гораздо быстрее, чем считалось ранее.

Ошибка в вычислениях произошла из-за масштабного извержения вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991-м году, которое считается одним из крупнейших извержений XX века. Оно привело к выбросу 20 миллионов тонн диоксида серы в атмосферу. В результате сформировалось гигантское газовое облако, из-за которого в 1991-1993 годах в мире наблюдалось понижение температуры.

Практически в то же время NASA и национальный центр космических исследований Франции (CNES) запустили спутниковый альтиметр TOPEX/Poseidon для измерения уровня моря. Таким образом, его запуск совпал с периодом аномального понижения температур. Из-за этого совпадения ученые стали получать весьма неожиданные данные о росте уровня моря.

"Мы смотрели на показатели альтиметра, чесали затылки и говорили: "Почему записи спутника не показывают ускорения? Оно должно быть"", - рассказал климатолог Национального центра атмосферных исследований США в Боулдере Джон Фасулло.

Основываясь на показаниях Poseidon ученые отмечали, что уровень моря растет со стабильной скоростью примерно 3,5 мм в год. В свете глобального потепления такие данные выглядели странно, и исследователи решили проверить их.

Для этого они построили 40 различных моделей климатических изменений, в которых было учтено аномальное изменение температур, вызванное извержением. В итоге выяснилось, что уровень моря действительно повышается с ускорением.

Впрочем, пока ученые не готовы говорить, насколько оно велико. По словам Фасулло, вычисления теперь нужно делать заново, и в результате показатели могут оказаться в 5-10 раз выше, чем раньше. Климатолог отмечает, что для получения точных результатов понадобится еще несколько лет наблюдений.

Ранее группа ученых во главе с бывшим климатологом NASA Джеймсом Хансеном заявила, что уровень моря может вырасти на несколько метров в течение 50 лет, после чего этот процесс существенно ускорится.