29 марта 2017, среда

Ученые впервые зафиксировали, как черная дыра поедает звезду и выбрасывает ее остатки

Процесс разворачивается в 300 миллионах световых лет от Земли
Фото: NASA

Процесс разворачивается в 300 миллионах световых лет от Земли

Международная команда астрофизиков во главе с ученым из Университета Джона Хопкинса впервые стали свидетелями того, как черная дыра проглатывает звезду и выплевывает ее остатки в космос.

"Такие события - большая редкость. И мы впервые увидели все – от разрушения звезды и до запуска конусообразного джета, все, что происходило в течение нескольких месяцев", - заявил один из авторов находки Сьорт Ван Вельцен, сообщает ScienceDaily.

Астрономы наблюдают за процессом, который разворачивается в 300 миллионах световых лет от Земли, с декабря 2014 года. Проглатываемая черной дырой звезда по размерам напоминает Солнце, а вот сама черная дыра не так уж и велика, хотя и относится к разряду сверхмассивных.

Наблюдение астрономы начали сразу после получения сведений о первом моменте встречи черной дыры и звезды и вскоре смогли получить первые снимки рождающегося джета в рентгеновских и видимых волнах. Такие струи плазмы появляются в центрах галактик и могут вырываться как в одну, так и в две противоположные стороны.

Джеты являются одними из самых малопонятных явлений космоса. Скорость плазмы в них равняется световой, и, раскаленная, она начинает интенсивно испускать излучение в широком спектре длин волн. Однако механизм происхождения таких выбросов до сих пор остается неясным – скорее всего, их рождают сложные взаимодействия магнитных полей с аккрецирующей в черную дыру материей.

До этого оба эти процесса по отдельности были зафиксированы не один раз, а вот вместе и практически одновременно они наблюдаются впервые.

Ранее международная группа астрофизиков с помощью космического телескопа Кеплер обнаружила в созвездии Девы белого карлика, "поедающего" крупный скалистый объект, движущийся по его орбите.

НВ