10 декабря 2016, суббота

Ученые приблизились к разгадке происхождения одного из самых таинственных народов Европы

Баски являются одним из самых таинственных народов Европы
Фото: Eddy Van 3000 via Flickr

Баски являются одним из самых таинственных народов Европы

Шведские ученые приблизились к разгадке происхождения народа басков, язык которых не имеет аналогов в Европе.

В частности, исследователи из Уппсальского университета просчитала геномные последовательности останков восьми человек, обнаруженных в пещере Эль-Порталон в Стране Басков на севере Испании, пишет Дождь со ссылкой на журнал Science.

Согласно данным исследователей, в этой пещере 30000-1000 лет назад практически постоянно жили люди, среди обнаруженных там останков были скелеты ранних земледельцев, живших 5500-3500 лет назад на рубеже Медного и Бронзового веков, однако также обнаружены артефакты охотников-собирателей.

Сравнив полученные геномы с генетическими картами останков, обнаруженных в разное время в Западной и Центральной Европе, а также современных европейцев, исследователи установили, что жители этой местности имели гены как охотников-собирателей, так и земледельцев.

Это открытие достаточно существенно, поскольку ранее считалось, что баски происходят от изолированной группы охотников и собирателей.

В своем исследовании ученые утверждают, что баски стали изолированным народом не во время первой волны распространения земледелия в Европе, а гораздо позже, во время миграционных потоков из Центральной Европы и Северной Африки, начавшихся пять тысяч лет назад. В геноме современных басков нет следов совместного проживания в отличие от испанцев и португальцев, у которых сейчас по 10-25% генов от этих мигрантов.

Однако, точных данных о происхождении баскского языка шведские ученые не представили, предполагая, что он произошел от наречия ранних европейских земледельцев, которое было в ходу до распространения языков индоевропейской семьи, однако не исключает, что основой для языка стало наречие поздних охотников-собирателей.

Напомним, что большинство народов Европы используют языки индоевропейской языковой семьи, кроме финнов, эстонцев, венгров, басков и некоторых финно-угорских народностей европейской части России.

Локализация прародины современных индоевропейцев до сих пор является дискуссионной, однако, большинство ученых полагают, что она находилась в Евразийских степях, охватывая территорию современной восточной Украины, юга России и Казахстана.

Касательно басков, большинство исследователей склоняется к мысли о их происхождении от неолитического доиндоевропейского населения Европы, некоторые связывают появление этого народа на Пиренеях с волнами миграции племен из Кавказа.