3 декабря 2016, суббота

Ученые обнаружили таинственные голубые вспышки в пробудившейся черной дыре созвездия Лебедя

Такое явление довольно редко встречается в системах с черными дырами
Рисунок: L. Calçada / ESO

Такое явление довольно редко встречается в системах с черными дырами

Ученые обнаружили яркие ультракороткие вспышки красного и медленные вспышки голубого оптического излучения, исходящие от пробудившейся черной дыры в созвездии Лебедя, пишет N+1 cо ссылкой на журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Согласно публикации в научном журнале, в июне 2015 года обсерватория ESA Интеграл обнаружила серию повторяющихся ярких вспышек света, что довольно редко встречается в системах с черными дырами.

Отмечается, что эти вспышки стали самым ярким объектом в рентгеновском небе, они были до пятидесяти раз ярче пульсара в Крабовидной туманности.

Кроме того, международная группа ученых проанализировала снимки вспышек камерой телескопа William Herschel Telescope, который находится в Ла-Пальме на Канарских островах. В результате, кроме ранее обнаруженных вспышек радио и рентгеновского излучения, обнаружили также и ультракороткие вспышки оптического излучения.

Ученые заметили, что часть этих вспышек ярче в красном, а часть в голубом диапазоне, и условно разделили их на "красные" и "голубые". Интервал между быстрыми красными вспышками составлял менее 24 миллисекунд, а медленные голубые вспышки появлялись с частотой в 40 секунд каждая, предположительно, в их основе лежит разный механизм возникновения.

Красные вспышки могут объясняться синхротронным излучением, возникающим в джете. Эти вспышки появлялись, когда наблюдался самый мощный поток рентгеновского и радиоизлучения. Природа же голубых вспышек остается ученым неизвестной. Возможно это выбросы рентгеновского излучения, однако вряд ли являются единственной причиной их возникновения.

Кроме того, есть свидетельства о нетепловой природе появления таких явлений, однако точно установить это позволит лишь дальнейшее исследование.

Созвездие Лебедя (V404) это двойная звездная система, состоящая из черной дыры с массой около 12±3 масс Солнца и звезды спектрального класса G или K. 15 июня 2015 года космический аппарат NASA SWIFT зафиксировал первые признаки возобновления активности системы после почти 26-летней спячки.