9 декабря 2016, пятница

Ученые нашли конкурента человека по сложности сексуальной жизни

Такая сложная половая жизнь в ходе эволюции сложилась давно и не меняется уже несколько десятков тысяч лет
Фото: fugleognatur.dk

Половая жизнь бабочки-тонкопряда Phymatopus hecta по результатам изучения ритуалов ухаживания и сексуальных позиций оказалась одной из самой сложных в мире насекомых.

Изучением сексуальной жизни этих бабочек занимался биолог Джон Тернер из Лидского университета в течение многих лет.

В норме насекомые этого семейства спариваются так: самка не двигается, испускает определенный запах и затем совокупляется с первым подлетевшим к ней самцом.

Результаты исследования опубликованы в биологическом журнале Общества Линнея. С кратким обзором можно ознакомиться на сайте Лидского университета.

Профессор Тернер провел параллели множества различных брачных "танцев" с количеством и разнообразием ухаживаний людей. Если основной способ с запахом не удался, то у них есть множество альтернативных методов:

• самка свисает с листвы, испускает запах и спаривается с одним из прибывших самцов. Это классический образец спаривания.
• самец свисает с листвы, женщина летит к нему сама и они спариваются.
• группа самцов образует парящий рой. Самки пролетают мимо. Самцы вылетают из роя, чтобы следовать за ними. Когда самка прячется под листом, самец, который ее находит, спаривается с ней.
• взаимный любовный танец: самка летит к парящему самцу и они "танцуют" в воздухе.
• самец висит на листве и самка летит повисает на некотором расстоянии рядом, раздувая крылья, чтобы самец услышал ее запах. Самцы, как правило, не проявляют никакого интереса до тех пор, пока самка сама не подлетит к нему и "подтолкнет" его. Затем он летит к ней и они спариваются.
• самка летит в направлении свисающего с листвы самца, врезается в него, и приземляется на землю на на небольшом расстоянии от него. Затем самец подлетает к самке и парит над ней. После этого бабочки спариваются.

Тернер также обратил внимание на случаи гомоэротических ритуалов ухаживания с участием двух самцов: по мнению ученого, бабочек здесь вводит в заблуждение запах от соседних самок.

Ритуалов оказалось настолько много, что полный учет исследователю произвести не удалось.

"Иногда я вмешивался и прерывал совокупление. В таких случаях насекомые останавливались, а затем начинали другую последовательность действий", - отмечает Тернер.

Кроме того, в отличие от большинства насекомых, совокупляющихся в одной-единственной позиции, у тонкопрядов их две. В первой самец висел лицом к самке, соединяясь с ней брюшком. При контакте он, подобно воздушному гимнасту, висел головой вниз - и в такой позиции насекомые пребывали с вечера до зари. В другой позиции самец висел спиной к самке, отгибая брюшко назад. Затем тонкопряды вертятся, пока не установят тесный контакт.

Исследователь отметил, что такая сложная половая жизнь в ходе эволюции сложилась давно и, скорее всего, не меняется уже несколько десятков тысяч лет. Возможно, она объясняется дефицитом пригодных для спаривания пространств: самки и самцы находятся на небольших участках, и им пришлось разработать множество разнообразных способов поиска партнера.

Свое исследование профессор Тернер провел во время каникул на севере Шотландии.

Ранее биологам удалось заснять морских котиков, которые пытались совокупиться с пингвинами. Так, в 2006 году, первую попытку спаривания морского котика и королевского пингвина засняли на видео исследователи на субантарктическом острове Марион, где обитают оба вида. Спустя несколько лет после инцидента на острове Марион, еще два случая произошли в заливе Доброй Надежды, а также один на пляже Фанк.