8 декабря 2016, четверг

Темным фотонам удалось скрыться от физиков

Талисман лаборатории, которая ищет темные фотоны
Кадр из мультфильма Babar L'Elephant

Талисман лаборатории, которая ищет темные фотоны

Эксперименты на детекторе BaBar показали отрицательный результат - физики не сумели найти темные фотоны. Тем не менее, им удалось наложить новые ограничения на энергию взаимодействий частиц.

Итоги исследований опубликованы в журнале Physical Review Letters, кратко о них пишет Образовач.

Физики пояснили, что все элементарные частицы, которые когда-либо были обнаруженные в лабораториях и описываются стандартной моделью, составляют только 5% от энергетической плотности Вселенной. Оставшееся занимает "темный сектор" - форма энергетической плотности, которая легко проявляет себя по создаваемой гравитации, но еще прямо не затедектирована человеком.

Ученые условно поделили его на две части - темную материю и темную энергию. Темная материя составляет 25%, тогда как 70% - темная энергия. Ее энергетическая плотность квазиоднородно размещена в пространстве и не уменьшается во времени. Физики считают, что темная материя состоит из тяжелых частиц - вимпов (weakly interacting massive particle), которые почти не проявляют себя во взаимодействиях.

Один из способов обнаружить темную материи – поиск темных фотонов. Они, в отличие от обычных фотонов, обладают массой в несколько мегаэлектронвольт. Один из экспериментов по его обнаружению - рождение фотона и темных фотонов, которые должны распадаться на фермионы стандартной модели, при столкновении низкоэнергетичных электронов и позитронов. Это проводится на детекторе BaBar , талисманом которого является слоненок Бабар, герой французских детских книжек. Но и он не помог в поиске темных фотонов - распад темного фотона спровоцировал бы появление пика в массе продуктов распада, но такого явления в исследуемом диапазоне энергий зарегистрировано не было.

Отрицательный результат, тем не менее, помог уточнить и корректировать нынешние теории стандартной модели. Новые эксперименты по поиску темных фотонов планируются в лаборатории Джеферсона в Вирджинии.