27 апреля 2017, четверг

Розетта нашла на комете Чурюмова-Герасименко горы, спирты, зиму и лето

Свежее фото кометы-уточки от миссии Rosetta
Фото: ESA / Rosetta

Свежее фото кометы-уточки от миссии Rosetta

Ученые собрали основные выводы первого этапа исследования кометы Чурюмова-Герасименко по информации, полученной космическим модулем Розетта и спускаемым зондом Филы.

Известный научный журнал Science опубликовал спецвыпуск о комете.

Астрономы определили массу кометы - по их оценкам, она составляет около 10 трлн тонн - в 100 млн раз больше массы Международной космической станции (МКС). Плотность Чурюмова-Герасименко - около 470 кг на кубометр, на Земле такие параметры свойственный древесине, пробке или аэрогелю. Эти показатели подтверждают то, что у кометы в форме резиновой уточки пористая структура - от 70 до 80% объема кометы занимают пустоты.

Фото бортовой камеры миссии, OSIRIS, показали, что поверхность кометы весьма неровная. Самые высокие участки, по подсчетам ученых, могут доходить до 900 метров.

Поверхность ядра, по мнению исследователей, богата органическими материалами, но воды на ней почти нет. Инструменты миссии позволили найти на поверхности следы ароматических углеводов, карбоновые кислоты и спирты.

Ранее ученые уже выяснили, что комета на Земле бы издавала запахи тухлых яиц, конской мочи, алкоголя и горького миндаля.

Хвост кометы оказался сложнее, чем предполагалось ранее. Сведения Розетты показали, что в нем есть смена циклов дня и ночи, а также аналог зимы и лета, которые зависят от приближения или удаления от Солнца. При этом меняется химический состав хвоста из-за смены температурных режимов.

Модуль Филы в ночь на субботу, 15 ноября, "уснул" из-за севшей батареи. Он спустился с зонда Розетта на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко, и попал в тень, поскольку несколько раз отскочил от поверхности, отойдя от области, выбранной для посадки.

Первые снимки кометы, сделанные Розеттой, стали сенсацией - оказалось, что небесное тело имеет два ядра, определяющие ее "неправильную форму", напоминающую резиновую игрушечную утку. Полученное изображение 67P/Чурюмова-Герасименко - последнее перед спуском модуля Фила на ядро космического тела. Расположенная на модуле CIVA состоит из семи микрокамер и спектрометра.

Комета 67P/Чурюмова-Герасименко была открыта в 1969 году киевским астрономом Климом Чурюмовым при исследовании фотоснимков, сделанных Светланой Герасименко. Комета находится на расстоянии 400 миллионов километров от Земли, она двигается со скоростью примерно 55 тысяч километров в час, период ее обращения равен 6,6 года.

Общая стоимость миссии Розетты оценивается в 1,3 миллиарда евро. Зонд был запущен в марте 2004 года и преодолел 6 миллиардов километров за 10 лет, по пути однажды сблизившись с Марсом и трижды - с Землей, а также пролетев мимо астероидов Штейнс и Лютеция. Более 30 месяцев аппарат провел в гибернации для экономии ресурсов, активизировавшись в январе 2014 года. Миссия завершится в декабре 2015 года.