10 декабря 2016, суббота

Распад СССР вызвал вспышку туберкулеза в Европе

Постсоветские колонии стали очагами туберкулеза
Фото: Михаил Фридман / Cosmos

Постсоветские колонии стали очагами туберкулеза

Группа ученых, в которой были и соавторы из России, пришел к выводу, что из-за распада СССР в Европе началось активное распространение мультирезистентного туберкулеза.

Выводы исследований коллектив опубликовала в Nature Genetics, обзор работы приводит New Scientist.

В отличие от обычного, туберкулез с множественной устойчивостью невосприимчив к ключевым лекарствам против этого заболевания - рифампицина и изониазида. Медики отследили эволюцию штаммов возбудителей туберкулеза (микобактерии M. tuberculosis) и заключили, что после распада Советского Союза отметился всплеск распространения этого заболевания.

Специалисты изучили эволюционную историю и распространение по планете 4987 штаммов возбудителей болезно из 99 стран мира. Из них они отобрали 110 представителей с Дальнего Востока. Они, распространяясь по миру, вызвали за последние 200 лет формирование устойчивого к лекарствам туберкулеза.

Всплески заболеваемости этим штаммом приходятся промышленную революцию (1820-1840 годы), когда на Западе начали жить в тесных городах и работать в опасных для здоровья условиях. Другие пики - Первая мировая война и распространение ВИЧ (который ослабляет организм, помогая туберкулезу). Заболеваемость спала в 1960-х из-за популяризации антибиотиков.