28 февраля 2017, вторник

Пульсация квазара помогла астрономам поймать черные дыры на слиянии

Теория предполагает, что квазар может быть галактикой в раннем периоде развития
Фото: NASA

Теория предполагает, что квазар может быть галактикой в раннем периоде развития

Группа астрономов из США провела наблюдение за переменным квазаром, который появился в результате слияния двух сверхмассивных черных дыр.

В статье для The Astrophysical Journal астрофизики Университета Мэриленда привели свидетельства того, что пульсирующий квазар может оказаться основой существования двойных черных дыр. Кратко об открытии пишет сайт университета.

"Мы считаем, что увидели две сверхмассивные черные дыры ближе, чем когда-либо. Пара черных дыр могла оказаться настолько близко друг к другу, что они начали выпускать гравитационные волны, предсказанные общей теорией относительности Эйнштейна", - пояснил Суви Гезари, профессор астрономии университета и соавтор исследования.

Система телескопов Pan-STARRS (Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System) позволила ученым исследовать переменный квазар PSO J334.2028+01,4075. Обсерватория четыре года накапливала данные о гравитационном объекте. Выяснилось, что в квазаре находится черная дыра массой около десяти миллиардов солнц, которая раз в 542 суток издает оптический сигнал.

Читайте больше о черных дырах:

Этот сигнал оказался странным, поскольку кривые блеска большинства квазаров непериодичны. На основе этого астрономы предположили, что PSO J334.2028+01,4075 - система из двух тесно связанных черных дыр. Компьютерное моделирование бинарной черной дыры подтвердило правильность их выводов.

Квазарами называют мощные и активные ядра галактик. Предполагается, что в них находится (как минимум одна) сверхмассивная черная дыра, которая из-за аккреции поглощает материю из окружающего пространства, набирая огромную массу. Красное смещение квазаров больше космологического на величину гравитационного смещения, которое описано Эйнштейном в общей теории относительности.