5 декабря 2016, понедельник

Огороды обвинили в хрупкости человеческого скелета

Посадка картошки по-прежнему является неотъемлемой частью жизни многих украинцев
Фото: ualife.net

Группа антропологов из США и Европы изучила 1842 человеческих останков, датируемых о от 33000 до 100 лет назад, проанализировав изменение прочности костей человека с эволюцией общества.

Выяснилось, что прочность на изгиб крупных костей ног серьезно ухудшилась c начала неолита по конец железного века, после чего закрепилась почти на две тысячи лет. Кости рук в это время практически не меняли свою прочность. Ученые сочли такие процессы снижением общей подвижности человека при переходе к оседлому образу жизни.

Статья опубликована  в Proceedings of National Academy of Science, кратко о ней пишет N+1.

Авторы провели анализ образцов костей, обнаруженных при раскопках по всей Европе. В выборку вошли 1052 мужских скелета и 790 женских. Ключевыми показателями стали толщина бедренной, большой берцовой и плечевой костей.

Антропологи выдвинули гипотезу, что подобное частичное изменение могло быть спровоцировано спадом общей подвижности человека, что вызвало ослабление костей ног. Если бы эти изменения были вызваны другими факторами (к примеру, пищей) они бы затронули весь скелет. Сохранение толщины костями рук также указало, что пермена образа жизни повлияла именно на частоту перемещений и подвижность.

С точки зрения авторов статьи, переход от собирательства к возделыванию огородов и фермерству, оседлому образу жизни, оказался ключевой причиной в изменении строения человеческого скелета. Ученые рассчитывают, что их масштабное исследование, которое началось еще в 2008 году, станет важным аргументом в дискуссиях об эволюции человеческой цивилизации на протяжении последних 30000 лет.