6 декабря 2016, вторник

Космическая стрижка. Ученые допускают существование "волос" темной материи у Земли

© NASA/JPL-Caltech

Темная материя не была обнаружена напрямую, но теория Гэри Презо предполагает, что ее можно "поймать" за "волосы".

Гэри Презо из лаборатории реактивного движения NASA выдвинул теорию, что у каждой планеты имеется "шевелюра", состоящая из частиц темной материи.

Презо прибег к компьютерной симуляции, чтобы ответить на вопрос, что происходит с потоками частиц темной материи, когда они проходят Землю. Его анализ показал, что при этом под влиянием гравитационного поля планеты поток фокусируется в сверхплотные нити или "волосы" темной материи.

У "волос" темной материи есть свои "корни" и "кончики". Проходя через ядро Земли частицы темной материи фокусируются в "корень волоса", в котором они плотно сконцентрированы. При этом сам "корень" удален примерно на миллион километров от поверхности. Частицы, касающиеся поверхности Земли формируются в "кончик", который располагается в два раза дальше "корня".

"Если бы мы могли определить точное местонахождение корней, то можно было бы отправить туда зонд и получить бесценную информацию о темной материи", - говорит Презо.

В "корне волоса", образовавшегося в результате прохода потока частиц через ядро, плотность их концентрации в миллиард раз больше, чем в самом потоке. В случае с другими планетами этот показатель может быть еще выше. В "корне волос" Юпитера плотность концентрации частиц темной материи может быть в триллион раз больше.

По словам ведущего специалиста лаборатории реактивного движения Чарльза Лоуренса, попытки прямого обнаружения темной материи за последние 30 лет не увенчались успехом. В этом плане "корни волос" являются привлекательным объектом для изучения, учитывая высокую плотность концентрации частиц.

Еще один любопытный аспект находки Презо заключается в том, что изменение плотности слоев планеты отражается на плотности концентрации частиц в "волосе". Если ученые смогут исследовать строение "волос", то полученные знания помогут составить представление о структуре других планет.

Согласно современным представлениям, вся материя и энергия Вселенной на 27% состоит из темной материи. На обычную материю (все, что мы видим вокруг себя) приходится 5%. Остальное – темная энергия. Ни темная материя, ни темная энергия не были обнаружены напрямую. Однако ученые уверены, что они существуют и продолжают поиски.