29 апреля 2017, суббота

Конец всему. Ученые выяснили, как чужая звезда уничтожит жизнь на Земле

Прохождение такого крупного объекта как звезда, через Облако Оорта, вызовет целый рой комет и миллионы астероидов, которые двинутся сквозь Солнечную систему

В сторону Солнечной системы движется бродячее светило. Его приближение спровоцирует настоящую астероидную бомбардировку Земли.

К счастью, это случится не ранее, чем через миллион лет. Бояться нынешним поколениям нечего.

Но анализ возможных сценариев развития событий позволяет лучше понять, что могло происходить на Земле в далеком прошлом. А также подготовиться к возможным событиям, в случае, если какое-то до сих пор неизвестное небесное тело приблизится к Земле раньше.

А вероятность того, что в сторону Земли движется другой аналогичный объект, только более тусклый и пока невидимый, весьма высока.

Странствующая звезда

Результаты исследования группы польских астрофизиков из университета Адама Мицкевича в Познани были опубликованы в авторитетном издании Astronomy & Astrophysics.

О том, что в сторону нашего Солнца движется звезда Gliese 710, было известно уже давно. Но только сейчас ученые смогли точно вычислить скорость ее движения и определить, когда она приблизится к Земле.

Ученые предполагают, что комета, убившая динозавров 65 млн лет назад, возникла при таких же обстоятельствах

Согласно подсчетам Филипа Берски и Петра Дубчинского, в настоящий момент звезда движется в пространстве со скоростью 14 тыс. м/с и находится на расстоянии 64 световых лет от Земли. Она приблизится к Солнечной системе примерно через 1,35 млн лет.

И, судя по предварительным подсчетам, звезда пролетит на расстоянии всего лишь 77 световых дней от Земли. Это около 26 млрд км, т. е. всего в 5 раз дальше, чем находится от Земли Плутон.

Казалось бы, напрямую угрожать Земле с такого расстояния невозможно, но тут-то и кроются подробности апокалиптического характера, которые представляют наибольший интерес для изучения. На тот случай, если астрономы пока просто не видят какой-либо другой опасности такого же рода, которая может случиться несколько раньше.

Звезда Gliese 710 будет пересекать Облако Оорта — гигантское скопление водяных, аммиачных и метановых льдов на окраине Солнечной системы. Считается, что Облако Оорта является источником возникновения комет с длительным периодом вращения. Внешняя граница этого облака определяет гравитационную границу Солнечной системы.

77 световых дней — звучит как весьма внушительное расстояние, но только до тех пор, пока не начнешь представлять себе последствия тех возмущений, которые звезда-бродяга может произвести в Облаке Оорта.

Прохождение такого крупного объекта как звезда (даже с учетом того, что Gliese 710 в два раз меньше Солнца) вызовет целый рой комет и миллионы астероидов, которые двинутся сквозь Солнечную систему. И шансы на то, что Земля подвергнется бомбардировке, весьма высоки, заключают исследователи.

Юпитер способен отразить часть комет и астероидов благодаря своему мощному гравитационному полю

«Gliese 710 вызовет настоящий душ из комет, - делают вывод ученые. - Плотность этого душа на Земле может составить примерно 10 комет в год на протяжении приблизительно 4 млн. лет».

И это не считая сонма астероидов, которые будут сопровождать кометы. Предсказать их количество и вероятность столкновения с Землей не представляется возможным.

Анатомия апокалипсиса

По мнению американского астрофизика Брюса Дормайни, как и всегда в прошлом, свою роль «противокометного щита» для Земли сыграет Юпитер, чье мощное гравитационное поле отклоняет вторгающиеся в Солнечную систему тела. Однако, обеспечить 100%-ную защиту от большого роя космических объектов не сможет даже Юпитер.

Команда польских астрофизиков из университета Адама Мицкевича в своей работе опиралась на снимки и измерения обсерватории Gaia, которая принадлежит Европейскому космическому агентству (ESA).

Если Gliese 710 действительно пролетит на расстоянии 40 световых дней от Земли, то уничтожение динозавров покажется незначительным событием

В рамках проекта Gaia ученые ESA создают самый масштабный 3D-каталог в истории современной астрономии. В него будут включены около 1 млрд астрономических объектов. Ученые уверены, что собранные Gaia данные позволяют делать на порядок более точные прогнозы, чем раньше.

Но все равно, авторы исследования допускают, что точность их предсказания траектории вторжения чужой звезды в окрестности Солнечной системы не превышает 50%. В отношении самой критичной цифры 77 световых дней, упомянутой выше, это значит, что Gliese 710 может пролететь как ощутимо дальше, так и ощутимо ближе к Земле.

Если речь идет о расстоянии порядка 40 световых дней, то уровень возмущений в Облаке Оорта может быть намного выше, и тогда бомбардировка Земли будет более яростной и продолжительной.

Ряд ученых предполагает, что некое подобное событие уже происходило в истории Земли. А именно — примерно 65 млн лет назад. Тогда вследствие бомбардировки кометами из Облака Оорта на Земле были уничтожены динозавры.

Но если Gliese 710 действительно пролетит на таком «незначительном» расстоянии от Земли как 40 световых дней, то уничтожение динозавров покажется незначительным событием, пишут авторы исследования.

Угроза из космоса

Напоследок они заключают, что Gliese 710 — не единственная звезда, которая пролетит в окрестностях Солнца в обозримом будущем. Есть еще как минимум три странствующих звезды, которые могут пролететь в пределах трех световых лет от Солнца в течение нескольких миллионов лет. А в общей сложности ученые уже знают, как минимум, о 14 звездах, которые летят в сторону Солнечной системы.

По мнению Флора ван Левена, астрофизика из Кэмбриджского университет, есть множество тусклых звезд — красных карликов, которые мы пока не можем разглядеть и траектория которых пока остается тайной. Так что сценарий с Gliese 710 может произойти неожиданно и гораздо раньше.

Читайте также - Вечная Вселенная. Физики выдвинули теорию мироздания, в которой нет места Большому взрыву