4 декабря 2016, воскресенье

Как сердце твоей бывшей. Невероятный холод объединил несочетающиеся атомы

Фото: Jose-Luis Olivares/MIT

"Замороженная" молекула

Американским физикам удалось получить самые холодные молекулы, понизив температуру газа из натрия и калия (NaK) до 500 нанокельвинов.

Об открытии пишет издание Physical Review Letters, резюме работы приводит Live Science.

Ученые решили проверить идею о том, что при сверхнизких температурах атомы и молекулы останавливаются и ведут себя как единое целое. Мартин Цвирляйн с коллегами из Массачусетского технологического университета охладили при помощи лазера газ из атомов натрия и калия до 500 нанокельвинов. Эта температура на 500 миллиардных градуса выше абсолютного нуля температур, значительно холоднее межзвездного пространства.

Эксперимент показал, что молекулы стали стабильными и практически не вступали в реакцию с другими молекулами.

В обычных условиях натрий и калий не образуют соединения - атомы этих элементов имеют положительный заряд и отталкиваются друг от друга. Физики получили молекулы NaK, испарив облака отдельных атомов, после охладив их лазерами. Затем атомы скрепили при помощи магнитного поля и охладили. Соединение прожило две с половиной секунды, после чего распалось на атомы.

Ученые планируют охладить NaK до еще более низких температур, чтобы пронаблюдать странное поведение, предсказанное квантовой механикой. Такие эффекты пока наблюдали лишь в веществах из однородных атомов (к примеру, сверххолодный гелий становится жидкостью, лишенной вязкости, - сверхтекучей жидкостью).