11 декабря 2016, воскресенье

День науки: топ-10 событий мира науки и технологий 2015-го года

В число самых заметных событий в мире науки в 2015-м году входит 3D-печать лекарств, достижения New Horizons, робот, который учится на ошибках, и другие открытия и изобретения.
University of Michigan School of Natural Resources and Environment via Flickr

Сегодня, 10 ноября, празднуется Всемирный день науки за мир и развитие, утвержденный ЮНЕСКО в 2001-м году. 2015-й еще не подошел к концу, но за минувшие 10 месяцев в мире науки и технологий произошло немало событий, способных изменить жизнь человека и отразиться на восприятии окружающего мира. НВ выбрало 10 наиболее интересных из них.

Буквально каждый день человечество обогащается знаниями. По разным оценкам, в современном мире на удвоение этого богатства уходит от одного до пяти лет. В 2015-м в интеллектуальной копилке человечества звякнуло несколько крупных "монет".

Мозговитый ген

© Silver lab, Duke University

Генетики из Университета Дьюка обнаружили ген-усилитель, которому человеческий мозг обязан крупными размерами. Его назвали HARE5 (human-accelerated regulatory enhancer). Аналогичный ген есть у шимпанзе, но именно в человеческой версии он способствует активному развитию головного мозга. Это удалось доказать при помощи эксперимента, в ходе которого HARE5 был введен в ДНК эмбрионов мыши. В результате у подопытного животного с человеческим геном мозг оказался на 12% больше, чем у его "коллеги" с геном шимпанзе.

Игра мышцами

© Duke Pratt School of Engineering Duke University

В Университете Дьюка не только делают мышей умнее. В этом году в его лабораториях были выращены искусственные скелетные мышцы, способные реагировать на электрические импульсы и фармацевтические препараты, как настоящие. Согласно планам, эти мышцы будут использоваться для испытания медицинских препаратов и изучения болезней, влияющих на мышечные ткани.

Эпоха вымирания

Биологи из США и Мексики выяснили, что на Земле началась шестая эпоха массового вымирания. Ученые подсчитали, что таких темпов исчезновения животных видов, как сейчас, на нашей планете не наблюдалось со времен гибели динозавров. И виноват во всем человек. До наступления антропоцена (эпохи активного влияния человека на экосистему Земли) в мире вымирало по 2 вида млекопитающих каждые 100 лет. Теперь эта цифра выросла в 114 раз.

Раковый прогноз

В этом году человечество продвинулось в области лечения рака. Например, при помощи вирусов или редактирования генов. В начале года ученые двух лондонских университетов дали весьма оптимистичный прогноз: к 2050-му году люди младше 80 лет не будут умирать от рака. Исследователи считают, что повышение эффективности диагностики и способов лечения, а также курс на отказ от вредных привычек привела к тому, что с 1990-го уровень смертности от этого заболевания ежегодно снижался на 1%. Эта тенденция, скорее всего, будет набирать темп и приведет к вышеупомянутому результату.

Из жизни насекомых

Angel Arcones via Flickr

Обычно мух прихлопывают, но группа швейцарских ученых из Бернского университета решила продлить им жизнь. Они посчитали, что, отбирая более здоровые клетки в организме и избавляясь от поврежденных, можно добиться этого эффекта. Они выявили у мух Drosophila melanogaster ген, который борется с больными и неправильно работающими клетками. Как правило, в клетках мухи присутствует по 2 копии этого гена, но швейцарцы добавили третью. В итоге продолжительность жизни насекомых увеличилась на 50-60%. Исследователи считают, что полученные знания со временем помогут замедлить процесс старения человека.

Вай фай фо

Стараниями специалистов из Орегонского университета привычная аббревиатура Wi-Fi изменилась на WiFiFO (WiFi Free space Optic). Но добавлением пары букв дело не ограничивается. Благодаря использованию инфракрасных светодиодов новая технология позволяет в 10 раз увеличить пропускную способность систем Wi-Fi. Данное решение позволит существенно улучшить эффективность в людных местах (ресторанах, отелях и т.д.), где к сети подключается значительное количество устройств, из-за чего страдает качество связи.

Плутонические отношения