9 декабря 2016, пятница

Исследователи нашли в Сибири материалы, которые ранее получали только в лабораториях

Еще в середине минувшего века в Сибири были найдены минералы жемчужниковит и степановит, но лишь сейчас исследователям удалось понять их природу.
McGill University

Ученые получали в лабораториях синтетические полимеры, известные как металл-органические каркасы (МОК) с 1990-х годов. Однако новое открытие канадских и российских исследователей показало, что они могут встречаться в природе.

По словам одного из авторов открытия Томислава Фришчиса из Университет Макгилла в Канаде, "это полностью меняет привычное мнение, что эти популярные материалы являются сугубо искусственными". Он отмечает, что вероятно, в природе "могут существовать щедрые запасы МОК".

Минералы под названием жемчужниковит и степановит были обнаружены в Сибири еще в середине минувшего века, однако тогда ученым не удалось тщательно проанализировать их структуру. Шесть лет назад Фришчис наткнулся на результаты исследований минералов, которые натолкнули его на мысль, что жемчужниковит и степановит могут быть аналогом синтетических МОК.

Канадский ученый вместе со своей командой решил подтвердить свою догадку, синтезировав материал в лаборатории. После того, как попытка увенчалась успехом Фришчис поделился результатами с российскими коллегами. Им удалось взять образцы жемчужниковита и степановита, изучив которые они пришли к выводу, что минералы действительно являются природными аналогами МОК.

Тем не менее, они не обладают ключевым свойством МОК. Их называют "молекулярными губками" за способность впитывать газы, такие как водород или углекислый газ. Сибирские минералы такими свойствами похвастаться не могут. Однако Фришчис с коллегами надеется продолжить исследования и выяснять, можно ли встретить в природе полный аналог МОК.