3 декабря 2016, суббота

Инопланетяне? Ученые нашли вторую звезду, которую может окружать сфера Дайсона

Гигантская инопланетная конструкция - одна из гипотез, объясняющих странные перепады яркости двух звезд, открытых астрономами за последний год
Sap via DeviantArt

Астрономы продолжают изучать феномен звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя. Ее периодическое затухание получает новые подтверждения. К тому же недавно открыта вторая звезда с аналогичным поведением. Объяснения этому процессу у современной науки нет.

Астрономы из SETI - организации, которая занимается поисками внеземной жизни, продолжают наблюдения за скандальной KIC 8462852, также известной как звезда Таби. Названная в честь своего первооткрывателя астронома Табеты Бояджян звезда ведет себя еще более странно, чем полагали изначально.

Осенью прошлого года статья Бояджян, сотрудницы Йельского университета, потрясла научный мир. Бояджян сообщила, что звезда KIC 8462852, находящаяся на расстоянии почти в 1500 световых лет от Земли, периодически меняет интенсивность свечения. Как будто что-то массивное находится на ее орбите, периодически частично заслоняя звезду от Земли.

Бояджян быстро отбросила гипотезу о гигантской планете и рое комет. Предположение о гигантском строении на орбите, которое могло бы свидетельствовать о деятельности инопланетян, также не имело под собой серьезных оснований.

Астроном Табета Бояджиян первой опубликовала данные о загадочной звезде
Астроном Табета Бояджян первой опубликовала данные о загадочной звезде

За прошедший год наблюдения SETI показали, что звезда Таби и вправду представляет собой аномалию. Больше того, за это время астрономы нашли еще одну звезду, которая периодически затухает примерно в той же степени, что и звезда Таби.

Речь идет либо об открытии доселе неизвестного космического явления. Либо же инопланетяне и вправду существуют и активно строят энергетические фермы вокруг звезд в относительной близости от Солнечной системы.

Звезда Таби

Табета Бояджян из Йельского университета прославилась на весь мир в сентябре 2015 года. Именно она проанализировала данные, собранные участниками программы Planet Hunters, которые просматривают снимки орбитального телескопа Kepler.

Данные полученные за время работы Kepler на орбите (с 2009 по 2013 годы) позволяют заключить, что примерно раз в 800 дней излучение звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя падает на 15-20%.

Даже Юпитер, а это гигантская по меркам нашей Галактики планета, перекрывает Солнце (не очень большую по меркам Галактики звезду) всего на 1%.

Затухание звезды выявил анализ снимков орбитального телескопа Kepler / space.com

Т.е. нечто на орбите звезды Таби в разы превосходит по размерам колоссальный Юпитер.

Гипотезу о рое комет научный мир также отбросил. Такие облака, как правило, образуются вокруг молодых звезд. Но KIC 8462852 — довольно старая звезда, так что это маловероятно.

Новые данные группы астрономов из Института Карнеги в Вашингтоне, сотрудничающих с SETI, не проясняют ситуацию, а наоборот, ставят новые вопросы.

"Постоянные перемены в светимости KIC 8462852 невероятны", - заключает руководитель исследования Бен Монте.

Монтет и его коллеги заново проанализировали снимки телескопа Kepler, сделанные в период с 2009 по 2013 год (позже телескоп испытывал технические неполадки, а также был развернут в сторону другого сектора космоса).

Компьютерный анализ данных позволил выявить странную закономерность в поведении звезды.

"Регулярность затухания не менее странна, чем сам факт затухания, - говорит Джошуа Саймон, коллега Монте. - Звезда плавно затухает на протяжении трех лет, а затем в короткие сроки резко возвращается к прежнему уровню яркости".

Монте и Саймон отказываются выдвигать гипотезы о том, что может случить причиной такого странного поведения звезды Таби, но надеются, что полученные ими данные помогут другим исследователям раскрыть эту загадку.

Вторая загадка

Сообщение Бояджян о мерцающей звезде осенью 2015 года вызвало фурор. В первую очередь, поскольку ничего подобного астрономы еще не видели.

Сообщение в октябре нынешнего года об открытии второй звезды с аналогичным поведением было воспринято с не меньшим энтузиазмом. Ведь так или иначе второй объект с похожим поведением может так или иначе помочь решить загадку.

Звезда, открытая на снимках телескопа Kepler, датированных 2014 годом, получила название EPIC 204278916. Она расположена в звездной ассоциации Скорпиона-Центавра. Она примерно равна нашему Солнцу в диаметре, но имеет лишь половину его массы.

Группа немецких астрономов из Института внеземной физики Общества Макса Планка заметила на снимках аномалию, еще более масштабную, чем в случае со звездой Таби.

Дело в том, что EPIC 204278916 также имеет перепады в светимости, но значительно более резкие. Так за период в 78 дней меняла свою яркость на 65%. При этом яркость сначала снижалась в течение 25 дней, а потом возвращалась к начальному значению.

Телескоп Kepler наблюдал за таинственной звездой KIC 8462852 с 2009 по 2013 год / NASA

Как и в случае со звездой Таби, совершенно непонятно, что за объект способен производить такое "затмение". Тем более, если речь идет о снижении яркости даже не на 20%, а на все 65%.

Как и в случае со звездой Таби, астрономы рассматривают гипотезу о пылевом диске или скоплении комет.

Теоретически, кометы могли бы осуществлять такое перекрытие звезды, но для этого, по самым грубым рассчетам, необходимо, чтобы вокруг EPIC 204278916 вращались 600 тыс. комет диаметром 200 км каждая. Такое явление было бы чем-то из области фантастики.

Предположение о протопланетном пылевом диске кажется более обоснованным. Это масштабное скопление материи могло бы вращаться вокруг звезды таким образом, чтобы перекрывать ее больше чем наполовину. Другой вопрос, что такие пылевые диски обычно сопровождают значительно более молодые звезды.

Некоторые ученые детально рассматривая снимки EPIC 204278916 вспоминают о еще одной гипотезе, которую год назад выдвигали насчет звезды Таби. Но тогда она прошла незамеченной.

Суть гипотезы в том, что звезда может быть "искаженной". Согласно некоторым теориям, такие звезды вращаются настолько быстро, что сплющивается и длина ее радиуса у экватора очень сильно отличается от длины у полюсов.

По словам астрофизика Пола Глистера, это может приводить к тому, что у полюсов звезда имеет области более высокой температуры, в связи с чем ее светимость выше, а у экватора находятся более холодные темные области.

Если предположить, что звезда периодически поворачивается к Земле то стороной с полюсом, то экваториальной стороной, то это может служить объяснением странным перепадов в ее яркости. Однако, это пока лишь теория, которая требует серьезных научных обоснований.

Сфера Дайсона?

Впрочем, сложности есть и с наиболее часто обсуждаемой гипотезой об инопланетянах. Джейсон Райт, астроном из университета штата Пенсильвания, один из первых экспертов принявших участие в дискуссии открытия Табеты Бояджян, инопланетяне должны быть последней гипотезой, которую стоит рассматривать.

Сфера Дайсона - теоретическая конструкция, которая должна увенчать технический прогресс любой развитой цивилизации

И тем не менее, именно Райт в свое время был первым, кто упомянул в контексте звезды Таби такое понятие как сфера Дайсона. Он имел в виду теорию, которую выдвинул в 1960-х британский физик Фримен Дайсон.

Согласно этой теории, любая высокотехнологичная цивилизация рано или поздно придет к мысли о том, что самым рациональным источником энергии являются звезды.

Чтобы использовать энергию какой-нибудь звезды с максимальной эффективностью, высокоразвитые инопланетяне непременно захотят окружить светило огромной конструкцией из солнечных панелей, что позволит в постоянном режиме аккумулировать огромные энергетические ресурсы с минимальными затратами.

Такой гипотетический объект получил в научном мире название сфера Дайсона. Райт был первым, кто предположил, что именно такая структура вращается вокруг звезды KIC 8462852 и периодически перекрывает часть ее излучения.

И подчеркнул – Дайсон в свое время предполагал, что найти инопланетную жизнь во Вселенной будет легче всего именно по следам таких гигантских объектов.

Главная проблема с этой гипотезой заключается в ее абсолютной умозрительности. Для того чтобы построить конструкцию, которая бы перекрывала для стороннего наблюдателя наше Солнце хотя бы на 20%, потребовалось бы использовать объем материи, сопоставимый с массой Юпитера.

Т. е. нужно допустить мысль о том, что высокразвитые инопланетяне могут разбирать на "стройматериалы" целые планеты. Сегодня мало кто из ученых готов всерьез подписаться под такой фантастической теорией.

Читайте также: Аккуратные боги. Получены новые доказательства гипотезы об инопланетянах в созвездии Лебедя