10 декабря 2016, суббота

Химики доказали изобилие серы в аду

Кадр из игры Герои 3 / Замок Инферно

"Преисподня" - глубины Земли - и правда полны серы

Геохимики показали, что в ядре нашей планеты находится до 90 процентов глобальных запасов серы - приблизительно 8,5 квинтиллиона (миллионов триллионов) метрических тонн.

Об открытии пишет издание Geochemical Perspectives Letters, кратко о нем пишет Европейская геохимическая ассоциация.

Геологи давно выяснили, что масса ядра недостаточно велика, чтобы оно включало лишь тяжелые элементы (железо и никель) - ученые предположили наличие в нем серы, кремния, углерода и кислорода. Ядро отделяет от поверхности Земли 2900 км - экспериментально подтвердить эту гипотезу пока невозможно.

Ученые использовали одну из катастроф "старой" Земли - столкновение с огромным небесным телом, которое по сути "родило" Луну. Геохимики пояснили, что этот удар расплавил мантию Земли, из-за чего там образовалась насыщенная серой жидкость, которая позже погрузилась в ядро.

Для подтверждения гипотезы геохимики сравнили изотопное соотношение меди (которую зачастую находят рядом с серой) в нынешней мантии планеты и в метеоритах, химический состав которых считается ближайшим аналогом Земли 4,5 млрд лет назад, до столкновения с гигантским космическим объектом.

Масс-спектроскопия показала, что образцы меди из мантии весят в среднем на 0,025% больше метеоритных. Это говорит о том, что легких изотопов меди в мантии меньше, чем должно было быть. Геохимики заключили, что медь и сера в больших количествах ушли вниз, к границе ядра, а после примешались к верхним слоям ядра Земли.

По подсчетам геохимиков, серы в ядре сейчас около 8,5 квинтиллиона метрических тонн, что приблизительно равно десяти процентов массы Луны.

"Много тысяч лет легенды рассказывали о том, как подземный мир пылает огнем и серой. Сейчас мы убедились, по крайней мере, в изобилии серы", - иронично прокомментировал глава проекта исследования Пол Севедж.