3 декабря 2016, суббота

Астрономы впервые увидели опустошающий галактики ветер черных дыр

Ветер частиц от черной дыры
Фото: ESA/ATG Medialab

Ветер частиц от черной дыры

Группе астрофизиков из США, Британии и Испании впервые удалось отследить, как порожденный сверхмассивной черной дырой мощный ветер выдувает из галактики необходимого для формирования звезд газа.

Итоги своих наблюдений авторы изложили в статье для журнала Nature, коротко о них пишет NASA.

Астрономы определили, что наличие огромной дыры в звездной системе создает мощные потоки частиц из ее аккреционного диска, Они разгоняются до скорости около четверти световой. В итоге космический ветер с энергией, которая в триллион раз больше энергии излучения Солнца, выводит из центра галактики газопылевые облака. Последние являются ключевым материалом для формирования новых звезд. Из-за этого из центральных областей галактики каждый год уходит материя массой около 800 солнц.

Выводы ученые получили после слежения за галактикой IRAS F11119+3257 с помощью орбитальных телескопов Suzaku (рентген-лучи) и Herschel (инфракрасный спектр). Она находится в созвездии Большой Медведицы. Ее происхождение, по мнению ученых, поясняется столкновением двух других звездных систем. В ее активном центре расположена сверхмассивная черная дыра в 16 миллионов раз тяжелее Солнца.

Предположительный след слияния галактик / NASA's Goddard Space Flight Center/SDSS/S. Veilleux

Астрофизики отметили, что такой процесс отслежен впервые. Полученная информация данные в основном подтверждает теории, в которых замедление интенсивности звездообразования в галактиках связывается с расположенными в их центрах черными дырами. Ученые собираются продолжить свои наблюдения и обнаружить аналогичные процессы в других звездных системах.