8 декабря 2016, четверг

Астрономы остроумным способом впервые взвесили сверхмассивную черную дыру

Центральный объект в черной дыре оказался примерно в 140 миллионов раз тяжелее, чем наше Солнце
Фото: phys.org

Астрономы впервые разработали и опробовали в деле оригинальную методику измерения массы сверхмассивных черных дыр с помощью радиотелескопов, говорится в статье опубликованной в Astrophysical Journal о которой пишет phys.org .

В частности, Киоко Ониси из Национальной обсерватории Японии и немецкий астроном Тимоти Дэвис два года назад разработали остроумную и очень быструю методику измерения массы сверхмассивных черных дыр, которая работает для всех типов галактик.

Так, эта технология основана на том, что чувствительные радиотелескопы, работающие в миллиметровом диапазоне, способны "видеть" передвижение даже очень холодных молекул газов из гигантских и невидимых с Земли туманностей и таким образом, определить их массу.

Сообщается, что всего два часа наблюдений при помощи радиотелескопа ALMA оказалось достаточно для очень точного измерения массы сверхмассивной черной дыры в галактике NGC 1097, расположенной в созвездии Печи на расстоянии в 45 миллионов световых лет от Земли.

По расчетам ученых, центральный объект в NGC 1097 оказался примерно в 140 миллионов раз тяжелее, чем наше Солнце. В то же время, предположительная максимальная масса объекта согласно более ранним оценка колеблется в пределах 190 миллионов масс Солнца.

"Нам удалось получить данные по движению облаков молекулярного газа в центре NGC 1097 всего за одну двухчасовую сессию наблюдений при помощи ALMA. Это дает нам шанс вычислить массы и проследить за поведением тысяч других сверхмассивных черных дыр, не умерев от старости. Эти данные помогут нам понять, как соотносятся массы черных дыр и свойства содержащих их галактик", - сообщил ученый.

Ранее, группе астрофизиков из США, Британии и Испании впервые удалось отследить, как порожденный сверхмассивной черной дырой мощный ветер выдувает из галактики необходимого для формирования звезд газа.