10 декабря 2016, суббота

Астрономы обнаружили таинственную аномалию на одном из спутников Сатурна

Когда Энцелад находится дальше всего от Сатурна, его гейзеры выбрасывают гораздо больше ледяной пыли, но количество выбрасываемого водяного пара увеличивается не так сильно
NASA/JPL/Space Science Institute

Новые данные, полученные с помощью межпланетной станции Cassini, показали странности в составе выбросов, производимых гейзерами Энцелада.

После прибытия Cassini к Сатурну в 2004-м ученым удалось установить, что Энцелад выбрасывает струи водяного пара и ледяной пыли через гейзеры, расположенные в его южной полярной области. Предположительно, их источником служит подповерхностный океан. Доля водяного пара в них превышает 90%.

Годы наблюдений показали, что при наибольшем удалении спутника Сатурна от планеты, количество ледяной пыли, выбрасываемой гейзерами вырастает втрое. Насколько при этом увеличивается количество водяного пара, ученые до настоящего времени не знали.

NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Cornell/SSI

Попытку ответить на этот вопрос они предприняли в марте текущего года, когда Энцелад проходил на фоне звезды Эпсилон Ориона, входящей в состав Пояса Ориона. В точке орбиты, за которой наблюдали ученые из NASA, гейзеры спутника Сатурна выбрасывают значительно больше ледяной пыли, поэтому они полагали, что количество водяного пара также существенно возрастет. Однако полученные цифры их удивили. Увеличение составило только 20%.

"Сперва мы искали наиболее очевидный ответ, но полученные данные показали нам, что нам следует копнуть глубже", - говорит член проекта Cassini Кэнди Хансен, которая возглавляла планирование мартовских наблюдений.

Тогда Хансен и ее коллеги сосредоточились на конкретной струе, названной "Багдад 1". Они отметили существенное увеличение (с 2% до 8%) доли этой струи у общем количестве водяного пара, извергаемого гейзерами Энцелада.

В настоящее время исследователи не готовы ответить на вопрос, в чем причина такого неожиданного поведения гейзеров. По словам Хэнсен, теперь слово за теоретиками. "Поскольку мы видим лишь то, что происходит над поверхностью, теперь специалисты по моделированию должны воспользоваться этими данными и понять, что происходит под землей", - говорит она.