9 декабря 2016, пятница

Американские ученые построили лазер для охлаждения жидкостей

Команде исследователей из Вашингтонского университета удалось впервые охладить жидкость при помощи лазера.
© Dennis Wise-University of Washington

Лазеры ассоциируются с высокими температурами, но группе исследователей из Вашингтонского университета удалось добиться обратного. Они создали лазер, способный охлаждать жидкости. В ходе испытаний устройство охладило воду примерно на 2°С. Казалось бы, понижение температуры небольшое, но до сих пор лазеры для охлаждения жидкостей не применялись, так что в данной области это прорыв.

"Обычно, когда вы идете в кино посмотреть на лазеры в Звездных войнах, они нагревают предметы. Это первый случай использования лазерного луча для охлаждения жидкостей, как вода, в повседневных условиях. Вопрос, можно ли такого добиться, оставался открытым, поскольку обычно вода нагревается, когда ее подсвечивают", - сказал ведущий автор проекта Питер Позоски.

В ходе испытания своего устройства ученые поместили в воду микроскопический кристалл и подсветили его инфракрасным излучением. Свечение, издаваемое кристаллом, обладало большей энергией, чем поглощенный им свет, и извлекало тепло из кристалла и воды.

Пока что команда, работавшая над охлаждающим лазером, использовала только один кристалл, поскольку для работы с большим их количеством потребуется более мощный лазер. По словам Позоски, в настоящее время процесс лазерного охлаждения требует значительного количества энергии, но ученые рассчитывают, что в будущем эффективность данной технологии вырастет.

Создатели охлаждающего лазера считают, что их открытие может быть применено в разных сферах. Например, его можно использовать для охлаждения клетки в процессе деления или восстановления, что позволит замедлить скорость этих процессов и даст исследователям возможность лучше изучить их.