4 декабря 2016, воскресенье

Профессия будущего. Почему преподавателям следует уйти в онлайн

комментировать
Профессия будущего. Почему преподавателям следует уйти в онлайн

Когда человечество начало накапливать знания, возникла необходимость в людях, способных передавать их. Сегодня в их руках появились инструменты, способные в корне изменить профессию учителя. НВ выяснило, как одна из старейших специальностей может стать профессией будущего.

Технологии быстро меняют современный мир. По прогнозам футурологов, в течение 10 лет на свет появятся профессии, которые сегодня мало кто может даже представить. Менеджер аватаров, нано медик, оператор мусорных данных – все эти названия звучат, по меньшей мере, фантастично. Однако это можно сказать не о всех профессиях будущего.

Брюс Вудкок помогает выпускникам Кентского университета в Великобритании ступить на карьерную лестницу. Он причисляет к профессиям будущего и онлайн-преподавателей. По его мнению, с течением времени студенты все больше времени будут учиться в сети и все меньше – в классных комнатах и аудиториях. Поэтому спрос на подобных специалистов будет расти.

Безусловно, это только прогноз, но уже сегодня есть свидетельства того, что Вудкок не ошибается. Только в прошлом году на различных платформах онлайн-обучения добавилось 1200 новых курсов. Что же заставляет преподавателей, тренеров и профессионалов в различных сферах делиться знаниями через онлайн-курсы? 

  

 

Причин тому может быть несколько, но одна из основных – охват аудитории, который можно получить в сети. Чтобы записаться на онлайн-курс слушателю нужна только подходящая техника и доступ к интернету. Благодаря этому, пройти курс может такое количество студентов, для которого в оффлайне понадобился бы стадион, а не лекционная аудитория.

Курс "Учитесь учиться: Мощные мыслительные техники, которые помогут Вам освоить сложный материал", созданный специалистами Калифорнийский университет в Сан-Диего, считается самым популярным онлайн-курсом в мире. Он был запущен летом 2014-го на Coursera (крупнейшей в мире образовательной интернет-платформе) и с того времени успел привлечь почти 1,2 миллиона слушателей. "Машинное обучение" Стэнфордского университета также преодолело порог в 1 миллион студентов.

Пока что курсов-миллионников не так много, но их количество неминуемо будет расти. Ведь онлайн-образование по-настоящему пошло в массы сравнительно недавно. В США, где зародилось это явление, расцвет интернет-курсов пришелся на 2012-й год. Тогда The New York Times писал, что они существуют уже несколько лет, но "в нынешнем году все хотят их".

Охват аудитории исчисляется не только в цифрах. Формат онлайн-обучения позволяет не ограничивать географию курса одним городом или даже страной. Преподаватели имеют возможность делиться знаниями со студентами со всего мира.

Это одна из причин, которая побудила Виталия Спивачука – автора курса по созданию сайтов на WordPress на образовательной платформе EDUGET

 – обратиться к преподавательской деятельности в сети. "Сейчас у меня есть ученики из 9 стран мира, такого эффекта было бы сложнее добиться в формате оффлайн-обучения", - рассказал Виталий НВ.

Он видит и другие преимущества в данном формате. По его словам, он позволяет не тратить ресурсы на аренду помещений или технику и дает возможность пустить их "на развитие самого продукта и клиент-сервис". Это способствует повышению качества курсов и их эффективности.

Формат онлайн-обучения открывает для преподавателей возможность не только совершенствовать сам курс, но и расти в профессиональном плане. Профессор Гарвардского университета Грегори Нэйги более 30 лет преподавал курс "Концепция героя в греческой цивилизации". Несколько лет назад он решил перевести его в онлайн, и ему пришлось неоднократно сокращать продолжительность видеолекций, чтобы студенты просматривали их до конца. По словам Нэйги, это стало для него "откровением". Ему пришлось поменять подход к курсу, который он преподавал более четверти века.

"Я подумал, Боже мой, Грэг, как же тебя испортила система", - признался Нэйги.

 

 

Гарвардский профессор смог внести коррективы в курс благодаря еще одной отличительной особенности онлайн-курсов. Они позволяют собрать огромное количество статистических данных о том, как учатся студенты (как просматривают лекции, проходят тесты и т.д.) и использовать эти сведенья для повышения качества образовательных программ.

Анант Агарвал возглавляет платформу онлайн-образования edX, запущенную совместными усилиями Гарварда и Массачусетского технологического института. По его словам, длительные наблюдения только за одним курсом принесли столько данных, что "ими бы можно было наполнить 110000 книг".

"Мы фиксировали каждый клик, - говорит Агарвал. – Все 230 миллионов кликов".

Профессиональный рост и улучшение качества обучающих материалов, безусловно, важны для преподавателя. Равно как и возможность делиться знаниями с большим количеством студентов. Однако формат онлайн-обучения предоставляет и другие выгоды-материальные.

Так, бывший учитель из Великобритании Роб Персиваль смог заработать целое состояние. Он разместил свой курс по веб-разработке на платформе Udemy. Курс стал одним из самых популярных и принес Персивалю $6,8 миллиона.

Udemy выделяется тем, что размещает у себя курсы специалистов в различных сферах (от программирования до игры на гитаре) и позволяет авторам получать прибыль от их продажи. В Украине по такой модели работает Eduget. По словам CEO образовательной платформы Татьяны Ефименко, авторы EDUGET получают 83% денег, вырученных от курса.

"Такой высокий процент обусловлен двумя факторами, - поясняет Татьяна. - Во-первых, мы хотим, чтобы с нами работали лучшие, а лучшие всегда востребованы. Во-вторых, мы понимаем, что все привыкли преподавать и проводить тренинги в офлайне, а сделать онлайн-продукт – это выйти из зоны комфорта".

 

 

Конечно, перед преподавателями онлайн-курсов возникнут и определенные трудности. Зачастую главным недостатком такого формата как для учителей, так и для учеников называют отсутствие реального общения. Автор курса маркетинга интернет-проектов "Маркетинг в муравейнике" на EDUGET Эльдар Нагорный признает, что подобная проблема действительно существует.

"Самый главный минус такого образования - недостаток личной коммуникации, - отмечает Нагорный, который преподает в онлайне уже порядка 5 лет – Передачи опыта face-to-face. Возможности задать вопрос, направить лектора в нужное русло".

Еще одна трудность заключается в том, что в онлайне студентам сложнее поддерживать мотивацию для продолжения обучения... Из-за этого успешно завершить курс могут далеко не все. Однако это не повод усомниться в качестве предлагаемого материала. Порой студенты проходят лишь часть лекций, а остальные откладывают на будущее, успевая усвоить знания, необходимые им в данный момент. Кроме того, на платформах с платными курсами, как на Udemy или Eduget, студенты имеют дополнительный стимул пройти курс до конца, таким образом вернув инвестиции в свое образование.

Английский поэт Александр Поуп рекомендовал осторожнее воспринимать новинки, но и не держаться за старое. Онлайн-курсы существуют достаточно долго, чтобы забыть об излишней осторожности, и этот рынок сейчас находится в стадии бурного роста. Так что современные преподаватели имеют возможность войти в число первопроходцев, чтобы в будущем не приходилось наверстывать упущенное. 

 

 

 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Курс на Online ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: