11 декабря 2016, воскресенье

Долой сомнения. Почему не стоит опасаться онлайн-курсов и как гарантировать результат

комментировать
Долой сомнения. Почему не стоит опасаться онлайн-курсов и как гарантировать результат

Когда братья Люмьер показывали Прибытие поезда в 1896 году, зрители разбегались в ужасе, опасаясь быть раздавленными составом. Порой люди боятся нового, и эти страхи надуманны или вызваны недостатком информации. НВ выяснило, какие опасения могут отпугнуть потенциальных слушателей онлайн-курсов, и что нужно для успешного обучения в сети.

Обучение в онлайне – не просто модный интернет-тренд, это естественный процесс развития образования. Доказательствами этому служит многомиллионная армия студентов, ежегодно записывающихся на занятия в сети и поддержка авторитетных мировых университетов, которые создают сотни онлайн курсов ежегодно.

Данные опроса, проведенного исследовательской группой американского колледжа Babson гласят, что 77% академических лидеров в США считают, что образование дает больше знаний, чем традиционные занятия лицом к лицу.

В то же время, у онлайн образования есть и критики. Их основным аргументом, доказывающим низкую эффективность обучения в сети, является невысокий процент тех, кто успешно заканчивает курсы в онлайн. По мнению скептиков, которые предпочитают более традиционные форматы обучения, львиная доля студентов, записывающихся на курсы в интернете, не проходят их до конца, а это повод усомниться в эффективности занятий онлайн.

 

 

В этих опасениях присутствует доля истины. Кэти Джордан, аспирант Института образовательных технологий при Открытом университете Великобритании, не один год собирает данные о коэффициенте завершения курсов на различных образовательных платформах, черпая информацию из новостных ресурсов и блогов. Не далее, как в 2013-м, ее исследования показывали, что в среднем менее 10% онлайн-студентов до конца проходят курсы, а к 2015-му цифра выросла до 15%.

Как видно, за два года этот показатель вырос, но по-прежнему остается невысоким. Но значит ли это, что онлайн-курсы проигрывают традиционному обучению лицом к лицу в данном вопросе? Существуют исследования, показывающие, что на самом деле разница в коэффициенте завершения не так уж велика. 

 

 

В 2013 американская некоммерческая организация WCET провела опрос среди более чем 200 руководителей учебных заведений США. Он показал, что студенты, получающие образование в классах и аудиториях, ненамного чаще проходят курсы до конца, чем их онлайн-товарищи. Разница в коэффициенте завершения составила всего 3-5% в пользу оффлайн-студентов.

Есть еще один аспект, на котором критики не акцентируют внимание. Учитывая популярность онлайн-курсов, даже при невысоком коэффициенте завершения, количество студентов, полностью оканчивающих обучение, отнюдь не маленькое – их значительно больше, чем может охватить любой университет в мире. По данным Гарвардского университета, на Coursera – крупнейшей в мире платформе онлайн-образования – всего 4% слушателей полностью заканчивают курсы. Тем не менее, за 3 года работы платформы здесь завершили обучение более 2 миллионов человек.

При этом многие слушатели уверяют, что онлайн-курсы принесли им реальные и ощутимые выгоды в профессиональной деятельности. Опрос, проведенный специалистами из Гарварда, показал, что 26% слушателей, полностью закончивших обучение в интернете, после этого получили новую работу. 9% смогли основать собственный бизнес, а 6% были повышены в должности или получили прибавку к жалованию.

Как рассказал НВ директор по маркетингу образовательной платформы EDUGET Тимофей Макаров, на украинской площадке процент тех, кто успешно проходит курс до конца, довольно высок. 

 

 “Директор по маркетингу компании EDUGET.”   

 

В среднем, платный профессиональный курс здесь проходит до конца до 45% слушателей. При этом важно учитывать, что большая часть покупателей профессиональных курсов – работающие люди, которые могут посвящать обучению не очень много времени. Часто человек покупает курс, чтобы прослушать 3-4 лекции из него, а остальные 1-2 ему пока не нужны, и он оставляет их на потом. От этого создается впечатление, что пользователь не окончил обучение, хотя, по факту, он получил от курса то, что ему было необходимо. В целом же, по наблюдениям маркетологов EDUGET, наши соотечественники – очень практичные люди, и если бесплатный курс они легко бросают в начале или на середине, то платные курсы в основном прослушивают более, чем на половину, и часто возвращаются к ним.

Тем не менее, оказаться в числе тех, кто благополучно окончил обучение и извлек из этого реальную выгоду, не просто. Слушателю нужна организованность и желание работать на результат.

"Мотивированность, целеустремленность, активность, - перечисляет личные качества, необходимые онлайн-студенту Тимофей Макаров. - Онлайн-обучение подразумевает, что человек сам планирует свое время, ставит перед собой цели и достигает их. Только если пользователь заинтересован в результате, он будет получать знания для себя, а не для галочки".

На успешность обучения влияют не только личные качества. Преподавателям и создателям онлайн-курсов известны приемы, которые повысят шансы завершить начатое дело до конца. Например, координатор по вопросам онлайн-образования из Университета Рочестера Эндрю Вульф рекомендует найти постоянное место для учебы, где ничто не отвлекало бы от учебного процесса.

"У меня были студенты, которые рассказывали, что во время экзамена им пришлось отвлечься, потому что их 2-летний ребенок начал плакать, - рассказывает Вульф. – Нужно найти тихое место, где вы сможете сфокусироваться на учебе и вас ничто не будет отвлекать". 

Сертифицированный бизнес-тренер и автор курса "Управленческий старт" на EDUGET Лилия Чакова считает, что "главное, это оценить опыт преподавателя и стиль работы". Это позволит сформировать представление о том, у кого слушателю предстоит перенимать знания. "Тренер заинтересован в том, чтобы слушатель выделил время и почитал о его опыте, квалификации, ознакомился с отзывами пользователей, - говорит она. – Это формирует определенный уровень доверия к нему".

Тимофей Макаров уверен, что пользователям не стоит сразу обрабатывать огромные массивы информации и нужно постоянно проверять свои знания. "Я рекомендую изучать материал маленькими порциями, по 1-2 лекции в день. Обязательно с перерывами и проверкой знаний после каждого урока, - делится секретами успешного обучения директор по маркетингу EDUGET. - Очень хорошо, если вы сразу можете опробовать знания на практике - на работе или в быту. Так вы в любой момент времени видите конкретную пользу – это очень сильно поддерживает вашу мотивацию".

Карен Стивенс из Университета Массачусетса считает, что для успешного завершения онлайн-курса студентам следует немало внимания вопросу организации учебного процесса. "Все задачи по неделям должны вноситься в календарь, сохраняться в электроном или письменном виде, а рабочее пространство должно быть не только тихим, но и содержаться в порядке, чтобы все учебные материалы находились в одном месте", - рекомендует она.

Мы все ценим свое время и не желаем тратить его впустую. Придерживаясь этих несложных рекомендаций и уверенно двигаясь к поставленной цели, слушатель онлайн-курса застрахует себя от потери времени и сможет получить от обучения максимум пользы. А уж в том, что знания лишними не бывают, сегодня сомневаться не приходится.  

 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Курс на Online ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: