8 декабря 2016, четверг

Кошмар для ЦРУ. Ученые создали прототип квантового интернета, в котором невозможны прослушка и слежка

Появление квантового интернета может положить конец тотальной утечке приватных данных и глобальной слежке со стороны спецслужб

Исследователи из Стэнфордского университета вплотную приблизились к созданию сетевого протокола передачи данных с помощью фотонов. Разработка позволяет говорить о скором создании квантового интернета, сама структура которого исключает возможность перехвата данных и слежения за пользователями.

Гики и те, кто следит за футурологическими новостями, давно знают об экспериментальных разработках в области создания квантовых компьютеров. Их ведут многие ученые по всему миру, обещая создать вычислительные устройства с высоким быстродействием, не нуждающиеся в охлаждении.

Но термин "квантовый интернет" пока звучит диковинно. До сих пор возможность использования квантовой механики для передачи данных в сети рассматривалась только теоретически.

На этом фоне заявление группы разработчиков из Стэнфорда о том, что они на шаг приблизились к созданию квантового интернета, прозвучала как гром среди ясного неба.

Бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден утверждает, что тотальная слежка в интернете возможна благодаря несовершенству технологий и лояльности производителей "железа" к спецслужбам

Главным преимуществом такого типа соединения является высочайшая устойчивость против взлома и невозможность "прослушки".

Столь безопасную сеть невозможно создать традиционными способами, хотя бы по той простой причине, что как только кто-то прикоснется к вашей информации в квантовой сети, вы сразу узнаете об этом, комментирует обозреватель ScienceAlert Фиона МакДональд.

Безопасная сеть

Все дело в том, что квантовый интернет будет хранить данные в индивидуальных частицах света - фотонах. Это ключевое отличие от современных оптоволоконных соединений, в которых информация передается в виде световых лучей.

Информация, передаваемая традиционным светом, может быть перехвачена и прочтена. Но перехватить, измерить и вообще осуществить какие-либо операции с фотонами, не уничтожив их попутно, невозможно, подчеркивает МакДональд.

Долгие годы ученые не могли найти способ осуществить такую безопасную передачу данных на практике. Поиски технологии, которая позволила бы эффективно передавать пучки отдельных фотонов - так называемый "квантовый свет".

Исследователи из Стэнфорда заявляют, что им удалось решить эту проблему. Они разработали источник света, который может стать базовым для квантового интернета.

Речь идет о лазере наноскопических размеров, который передает световые импульсы сквозь чип из арсенида галлия. Именно этот материал позволяет чипу выступать в роли фильтра, который отделяет обычный свет (в данном случае розового цвета) от квантового света (в голубом спектре).

По словам Елены Вукович, которая возглавляет исследование, квантовый свет намного менее интенсивен, чем обычный. Поэтому главной проблемой было построение устройства для улавливания и расшифровки информации, передаваемой квантовым светом. Именно поэтому потребовался фильтр, который убирает лишний свет и позволяет лучше распознать передаваемые в виде фотонов данные.

Эта технология похожа на ту, которая используется в наушниках с активным шумоподавлением, поясняет один из со-авторов исследования Кевин Фишер. Наушники "отрезают" лишний шум, воспроизводя белый шум на аналогичных частотах.

Благодаря откровениям Сноудена рядовые обыватели узнали о том, что за ними следят в интернете

В данном случае, по такой же технологии фильтруется нежелательный свет.

По словам Вукович, сейчас исследователи работают над созданием устройства, которое позволит осуществлять полноценную передачу данных при помощи квантового света.

Главным преимуществом такого интернета станет неприкосновенность данных. Фотон, несущий информацию, должен долететь до принимающего устройства в неприкосновенном виде, иначе, передача данных не состоится. Однако, фотон представляет собой одноразовый носитель. Для того, чтобы прочитать информацию, фотон нужно перехватить. А это приведет к его уничтожению, поясняют ученые.

Иными словами, прочтенный фотон не долетит до цели и передача данных не состоится. Благодаря этому, квантовый интернет будет надежно защищен от прослушивания.

Тотальная слежка

Поклонники идеи о свободном интернете восприняли новость об открытии с энтузиазмом. Квантовый интернет выглядит более безопасным средством коммуникации, чем существующие протоколы шифрования, виртуальные частные сети и прочие технологии, которые направлены на защиту персональных данных, передаваемых обычным способом.

В 2012 году благодаря откровениям беглого сотрудника ЦРУ и АНБ Эдварда Сноудена широкая общественность узнала то, о чем специалисты по компьютерной безопасности твердили годами.

Интернет - территория, где все, что вы делаете, как на ладони у спецслужб.

Никто не застрахован от слежки и утечки персональных данных, утверждал Сноуден, приводя многочисленные доказательства своей теории.

Беглый разведчик заявлял, что тотальная слежка возможна благодаря открытости распространенных сетевых протоколов, а также сотрудничеству подавляющего большинства компаний IT-индустрии со спецслужбами.

Причем, речь шла не только о разработчиках программного обеспечения, но и о производителях оборудования. Сноуден поведал миру о так называемых "бэкдорах" (backdoors) - лазейках, которые разработчики оставляют в своих детищах для того, чтобы дать возможность спецслужбам осуществлять слежку и прослушку.

Он напрямую обвинял компанию Microsoft, в том, что ее популярнейшая операционная система Windows содержит средства для слежения за пользователями без их ведома.

Сноуден также указывал на то, что производители ноутбуков, роутеров и даже жестких дисков встраивают в драйвера "бэкдоры", которые направлены на снижение анонимности пользователей.

Не высказывая прямых обвинений в сторону компании Apple, Сноуден тем не менее говорил, что не рекомендует пользоваться iPhone тем, кто волнуется за свою приватность.

Появление технологии, которая обеспечивает передачу данных без возможности прослушивания, могло бы в корне изменить ситуацию с приватностью данных.

Безусловно, традиционные каналы передачи данных - сотовая сеть, WiFi, оптоволоконные каналы останутся уязвимыми. Однако, локальная сеть, созданная на основе квантового света может надежно защитить данные от утечки. Со временем, возможно появление глобальных сетей, построенных на использовании такой технологии, предполагают эксперты.