10 декабря 2016, суббота

Что бы сделал Джобс. Может ли Apple вернуть утерянную магию?

Эксперты уверены, что Стив Джобс был бы недоволен действиями своего преемника Тима Кука

Эксперты уверены, что Стив Джобс был бы недоволен действиями своего преемника Тима Кука

Apple все меньше напоминает магическую компанию, способную предугадывать желания миллионов пользователей. В руках Тима Кука компания превращается в маркетинговую машину. Если бы Стив Джобс мистическим образом вернулся на свой пост, что бы он сделал для спасения Apple.

Фанатам Apple не привыкать отвечать на нападки критиков.

С незапамятных времен продукты компании мало кого оставляли равнодушными. И те, кто их не любил, всегда находили массу поводов для критики.

Список этих поводов тянет целую Библию.

Можно вспомнить использование проприетарных винтов в ноутбуках (что затрудняло ремонт в неофициальных сервисах), интеграцию оперативной памяти в материнские платы ноутбуков (невозможность апгрейда), необходимость использовать iTunes для копирования музыки в iPod и iPhone, отсутствие возможности пересылать файлы по bluetooth, отсутствие таких банальных функций как многозадачность и "копировать-вставить" (да-да, их не было в первых iPhone) и многое-многое другое.

Фанаты компании всегда находили, что сказать в ответ. Начиная от вечного аргумента про высокую usability и заканчивая цитатами из Джобса о том, что "простота - это и есть высочайшая степень сложности".

И дела у Apple шли хорошо.

Что-то поломалось

После ухода Джобса компанию возглавил Тим Кук. И после первых же его шагов в интернете прочно обосновался мем "при Джобсе такого не было".


Фанаты гадают, представил бы Джобс умные часы именно в таком виде?
Фанаты гадают, представил бы Джобс умные часы именно в таком виде?


Сначала, в качестве шутки. А затем - как аргумент критики.

Не "выстрелил" маленький iPhone 5c. Продажи iPad сокращаются. Часы Apple Watch тоже не стали хитом продаж.

Кук слишком долго игнорировал доминирующий тренд смартфонов с большой диагональю. Он решился выпустить iPhone 6 лишь осенью 2014 года. Модель стала хитом продаж, но это ведь могло случиться и раньше, что не дало бы возможность конкурентам укрепить свои позиции на рынке.



Siri так и не получила развитие, оставшись игрушкой, которая востребованна ничтожным количеством пользователей.

В первом квартале 2016 года продажи iPhone в мире впервые оказались ниже, чем в предыдущем квартале. Впервые за все годы существования "яблочного" смартфона.

Без особого восторга воспринят еще один маленький iPhone SE. Не на пользу репутации компании пошел скандал с ФБР по поводу взлома iPhone исламского террориста.

Даже гугловские Chromebook, которые многие аналитики до сих пор не воспринимают всерьез, обошли по продажам MacBook в США.

Нет, безусловно, Apple далека от катастрофы, банкротства и т.д. В финансовом отношении Apple чувствует себя превосходно. Многие другие компании могут только позавидовать такому положению.

Но эксперты все чаще перестают упоминать Apple в качестве лидера инноваций и все громче выражают сомнения в том, что компания способна возглавлять IT-индустрию в ее дальнейшем развитии.

Этап ноутбуков, смартфонов и планшетов пройден. Впереди - носимые гаджеты, виртуальная реальность и искусственный интеллект. И многие предполагают, что Apple не сможет играть первую скрипку, поскольку утратила не только обаяние и "магию" времен Стива Джобса, но и свойственную только ей способность предвидеть потребности пользователей, о которых они сами еще не подозревают.


Джобс не боялся рисковать и представлять продукты, которые поначалу высмеивали. Например, в 2008 году он представил MacBook Air, лишенный DVD-привода
Джобс не боялся рисковать и представлять продукты, которые поначалу высмеивали. Например, в 2008 году он представил MacBook Air, лишенный DVD-привода


Не только сторонние наблюдатели, но и многие фанаты компании убеждены, что Джобс не стал бы делать многого из того, что сделал Кук, либо реализовал бы это по-другому.

Чаще всего, упоминаются следующие шаги Кука, которые Джобс бы не одобрил:

1

Выпуск "сырых" карт Apple для iPhone вместо привычных Google Maps в 2013 году. Правда, Кук нашел в себе мужество публично извиниться перед пользователями. И за пару лет Apple Maps превратились во вполне достойное приложение. Но осадок остался.

Второй пример - выпуск iPad Air с 1 ГБ оперативной памяти, чего оказалось явно мало для перехода на 64-битную версию операционной системы.

2

Кук фактически перестал работать с прессой во время первой волны критики компании после ухода Джобса. Это случилось в 2013 году, акции компании стали падать (в общей сложности, опустившись на 40%), американская деловая пресса сулила Apple едва ли не скорый конец.

Ее называли "следующей Motorola". Кук выступил с ответной PR-компанией лишь спустя несколько месяцев. Репутационный выигрыш Android и Samsung был огромным.

3

Невнятные и нерациональные действия на азиатских рынках.

В первую очередь, в Китае, где Apple уже уступила по продажам и Samsung и Xiaomi.

А также в Индии, где правительство недавно запретило продажи восстановленных iPhone.

4

Рекламные ролики Apple стали скучными.

От "пиратов Силиконовой долины" ничего не осталось, иронизировали эксперты.

Apple стала похожей на IBM и другие компании, чья реклама стандартна.

5

Кук принял решение о выплате дивидендов акционерам (чего при Джобсе не было много лет) и в целом поменял финансовую политику компании. Джобс всегда держал акционеров в узде, что, как ни странно, только только повышало их приверженность Apple. Кук слишком часто идет у них на поводу. В итоге, финансовые резервы компании стали таять. А некоторые крупнейшие акционеры продали свои пакеты акций.

Кук прислушался к толпе. И теперь толпа разлюбила Apple. Так описывают этот парадокс некоторые эксперты.

Кук продолжает утверждать, что "все хорошо", несмотря на то, что в первом квартале 2016 года прибыль Apple сократилась впервые с 2003 года.

6

Новые продукты, запущенные Куком, в частности, iPad Pro, MacBook и iPhone SE оказались не особо востребованными. Эксперты порой называют их "бесцельными", указывая на то, что ни в одном из них нет инноваций и новых идей.

Каждый из этих продуктов является плодом маркетинговых рассчетов. Они могут генерировать прибыль, констатируют эксперты, но они не двигают ни компанию, ни рынок вперед.

Главная беда Кука - в том, что он не желает рисковать. А именно склонность к риску была одной из отличительных черт Apple времен Стива Джобса.

Никто не верил в то, что люди будут слушать mp3 с iPod во времена доминирования компакт-дисков и плееров Sony Walkman.


Тим Кук вызвал неоднозначное отношение к Apple, отказавшись сотрудничать с ФБР в случае с iPhone убитого террориста
Тим Кук вызвал неоднозначное отношение к Apple, отказавшись сотрудничать с ФБР в случае с iPhone убитого террориста


Никто не верил, что люди будут покупать музыку в онлайн, когда запускался iTunes.



Никто не верил, что людям придется по душе iPhone с сенсорным экраном, но лишенный аппаратной клавиатуры и многих базовых функций смартфона (многозадачность, "копировать-вставить", офисные приложения).

Никто не верил, что люди станут покупать ноутбук, пускай тонкий и легкий, но лишенный привода для чтения дисков, когда запускался MacBook Air. И т.д.

Джобс часто рисковал. И порой проигрывал. Так был свернут сервис Mobile Me, так и не был запущен телевизионный сервис Apple. Компания отказалась от выпуска 17-дюймовых ноутбуков и т.д.

Кук не умеет рисковать и мыслит прежде всего категориями маркетинга, цепочки логистики и т.д.

И поэтому перед нами сегодня совсем не та Apple, что была при Джобсе.

Что бы сделал Джобс

Поскольку Джобса нет в живых, легко спекулировать на тему того, что бы он предпринял, если бы, к примеру, внезапно вернулся на пост руководителя компании летом 2016 года. Однако, эксперты все же время от времени рассуждают на эту тему.

1Выпуская MacBook - тонкий, легкий 12-дюймовый ноутбук с впечатляющим дизайном, неплохими характеристиками, впечатляющей автономностью и отсутствием активного охлаждения, Джобс наверняка "убил" бы MacBook Air.

Да, убирать из продукторой линейки успешные продукты, чтобы дать дорогу еще более успешным, это был вполне типичный ход для Джобса.

Он поступил так в 2005 году, когда внезапно заявил о прекращении производства самого успешного плеера компании - iPod Mini. Решение Джобса шокировало многих фанатов компании, однако вскоре об этом уже никто не вспоминал. Ведь вместо iPod Mini компания начала продавать сверхуспешный iPod Nano.

Сегодня новый MacBook остается в тени привычного MacBook Air. Обе модели во многом рассчитаны на одну и ту же целевую аудиторию. Air более раскрученный и привычный бренд. Он не дает MacBook развернуться и набрать популярность.

В особенности это заметно сейчас после того, как второе поколение MacBook обзавелось более производительным "железом".

2Эта же логика могла бы изменить стратегию Apple в отношении смартфонов с большими диагоналями экрана.

Джобс был яростным перфекционистом. В эпоху зарождения Android, когда диагональ экрана топовых устройств Samsung, HTC и Motorola уже была больше, чем у iPhone (3,7-4 против 3,5 дюйма), Джобс выпустил рекламный ролик, который демонстрировал насколько удобнее работать со смартфоном, которым можно управлять одной рукой.

Последним таким iPhone была "пятерка" с 4-дюймовым экраном. В 2014 году Apple разродилась новыми флагманами с диагональю экрана 4,7 (iPhone 6) и 5,5 дюйма (iPhone 6 Plus). Это был ответ на доминирующий тренд фаблетов, порожденных Samsung.


Джобс любил рисковать. В 2005 году он снял с производства успешный iPod Mini, чтобы дать дорогу новой модели iPod Nano
Джобс любил рисковать. В 2005 году он снял с производства успешный iPod Mini, чтобы дать дорогу новой модели iPod Nano


При этом, компания не убрала из своего ассортимента чрезвычайно популярный iPhone 5s, который подешевел и составлял львиную долю продаж смартфонов компании.

Как результат, "большие" iPhone продавались хорошо, но "съели" большой кусок продаж планшетов iPad.

Джобс бы этого не допустил. Он либо продолжал бы гнуть свою линию, настаивая на том, что у смартфона должна быть маленькая диагональ экрана, а большие экраны - прерогатива планшетов.

Либо, полностью отказался бы от маленьких iPhone и iPad.

Он оставил бы пару продуктов - iPhone (с диагональю 4,7-5 дюймов) и iPad (9,7 дюйма). И эта связка, по мнению некоторых экспертов продавалась бы отлично.

3Сложность и запутанность нынешней линейки продуктов Apple привела бы Джобса в ярость.

Он был сторонником кристальной ясности. При Джобсе у компании был один смартфон, один планшет, пара разновидностей плееров, и три модели ноутбуков с весьма четкими различиями (дешевый пластиковый MacBook для начинающих, дорогой MacBook Pro для серьезной работы и дорогой портативный MacBook Air).

Ассортимент смартфонов разбавлялся разве что продажей прошлогодней модели по сниженной цене.

Запутанность нынешней линейки продуктов Apple привела бы Джобса в ярость

Джобс никогда не допустил бы одновременного существования в линейке смартфонов трех актуальных моделей, не считая повсеместной продажи "восстановленных" старых моделей. Не допустил бы существования параллельно MacBook и MacBook Air.

И уж точно при Джобсе не было бы в продаже сразу 4 моделей планшетов, напрямую конкурующих друг с другом.

4Джобс не стал бы выпускать Apple Watch в том виде, в котором Кук выпустил их 2014 году.

Многие эксперты указывают на то, что умные часы стали первым крупным продуктом, который был разработан после ухода Стива Джобса и полностью без его участия.

И это ощутимо.

Джобс сделал бы все по другому.

Он старался вместе с каждым новым продуктом предложить пользователям новую идею. Собственно, сама идея некоего носимого гаджета (не обязательно часов) родилась у Джобса, когда он узнал, что болен раком.

Джобс считал, что медицина в США находится в каменном веке и был уверен, что гаджеты способны совершить революцию в том, как людям будут ставить диагнозы и осуществлятьй мониторинг за лечением.

Руководство Apple не раз заявляло, что выпуск Apple Watch был связан с желанием развить эту мысль и выпустить на рынок устройство, облегчающее мониторинг здоровья.

Однако, в реальности запуск Apple Watch выглядел как попытка "окучить" рынок, который сформировали своими первыми часами такие компании как Samsung и Motorola, а также многочисленные производители фитнес-трекеров.

Тема здоровья выглядела вторичной в презентации часов, которую провел Кук. И в сознании большинства пользователей Apple Watch - это в первую очередь носимый гаджет для уведомления о звонках, игр и т.д.

Скорее всего, Джобс добился бы другого функционала от Apple Watch еще на этапе разработки.

Либо же, по-другому расставил бы акценты на презентации часов, сотворив миф о новом виде устройства, без которого современному человеку не обойтись.

Вспомним презентацию iPod nano (который Джобс доставал из джинсов, "вы когда-нибудь задумывались о том, для чего нужен этот маленький карманчик?"), или iPhone ("мы придумали три устройства в одном, телефон, плеер и устройство для доступа в интернет"), MacBook Air (который Джобс вынес на сцену в офисном конверте для бумаг).

Фанаты даже смастерили видео из старых "нарезок" Джобса, пытаясь представить, как Стив провел бы презентацию умных часов.

5

Джобс продолжал бы играть роль Давида и не стал бы Голиафом.

Авторство этой теории принадлежит авторитетному американскому IT-обозревателю Джо Уилкоксу. Еще в конце 1990-х он написал в своем блоге пост с заголовком "Почему Apple всегда будет побеждать".

Уилкокс утверждал, что Apple под управлением Стива Джобса исповедует тактику, которая помогла Давиду победить Голиафа в известном библейском сюжете.

Свои утверждения журналист базировал на исследованиях профессора Бостонского университета Айвен Аррегин-Тофта об "ассиметричной тактике".

Такая тактика подразумевает смену правил игры, что позволяет вроде бы более слабому противнику победить заведомо более сильного. Огромный Голиаф, одетый в броню и с тяжелым вооружением никак не ожидал, что хилый юноша без доспехов точно метнет в него камень.


Джобс всегда выбирал тактику "Давида" против "Голиафа" и за счет этого побеждал
Джобс всегда выбирал тактику "Давида" против "Голиафа" и за счет этого побеждал


Точно так же Джобс всегда достигал успеха, уходя от прямой конфронтации с противником и меняя правила игры, утверждал Уилкокс. "Apple не играет по правила, она изобрает свои собственные", - констатировал обозреватель.

Даже знаменитый слоган Apple - "Think different" всегда был отражением этого мировозрения.

Джобс не смог бы победить IBM в 1980-х, если бы пытался клонировать IBM PC, как это делали Compaq и другие производители. Вместо этого он рискнул и выпустил Macintosh с графическим интерфейсом.

Джобс не смог бы победить Sony в борьбе за музыкальный рынок, если бы также начал выпускать музыку на компакт-дисках. Вместо этого он запустил сервис по продаже музыкальных файлов через интернет.

Apple под руководством Тима Кука сама превратилась в Голиафа

Джобс не смог бы еще раз одолеть Sony, на этот раз на рынке портативных ноутбуков, если бы не принял решение отказаться от DVD-привода в MacBook Air. Именно стремление любой ценой втиснуть привод, ограничивало вес и толщину в общем-то превосходных компактных ноутбуков Sony VAIO TT и TZ.

В каждой из этих историй "Давиду" Джобсу противостоял некий Голиаф - большая успешная компания, почивающая на лаврах. И успех "Давида" объяснялся именно тем, что все прочие конкуренты "Голиафа" сами стремились стать "Голиафами". Т.е. пытались догнать лидера, играя по правилам лидера.

Сегодня Apple под руководством Тима Кука сама превратилась в такого Голиафа, констатирует Уилкокс.

Компания много лет ставила рекорды продаж и прибыли, стала лидером индустрии. И Кук соревнуется с другими крупными игроками исключительно как Голиаф - т.е. их же оружием. Как иначе расценивать выпуск смартфонов с большой диагональю экрана в ответ на корейские фаблеты. Выход лишенных "большой" идеи Apple Watch в ответ на гаджеты Samsung и Motorola.

Спустя 15 лет после своего оптимистичного тезиса "Apple всегда будет побеждать" Уилкокс занял другую позицию "Apple потеряла свой путь".

Допустил бы Джобс такое радикальное изменение ДНК созданной им компании - вопрос чисто риторический.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Гаджеты и IT ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: