Le Bon Marché – первый «большой магазин» Франции

Этому старейшему парижскому универмагу суждено было стать знаменитым на весь мир. В его возведении принимал участие «автор» Эйфелевой башни – инженер Густав Эйфель, и именно Le Bon Marché стал прототипом магазина, описанного в романе Эмиля Золя «Дамское счастье»
Негласным девизом Аристида Бусико, одного из основателей Le Bon Marché, были слова: «Смелость города берет». Благодаря его деловой хватке, оригинальным идеям и неуемной энергии Le Bon Marché покорил Париж и стал знаменит на весь мир. Скромное начало     В 1852 году супруги Бусико вместе со своими друзьями
комментировать
Le Bon Marché – первый «большой магазин» Франции

Этому старейшему парижскому универмагу суждено было стать знаменитым на весь мир. В его возведении принимал участие «автор» Эйфелевой башни – инженер Густав Эйфель, и именно Le Bon Marché стал прототипом магазина, описанного в романе Эмиля Золя «Дамское счастье».

Негласным девизом Аристида Бусико, одного из основателей Le Bon Marché, были слова: «Смелость города берет». Благодаря его деловой хватке, оригинальным идеям и неуемной энергии Le Bon Marché покорил Париж и стал знаменит на весь мир.

Скромное начало 

  

В 1852 году супруги Бусико вместе со своими друзьями братьями Видо открыли на левом берегу Парижа, на улице Севр, которая находится в двух шагах от бульвара Сен-Жермен и нескольких минутах ходьбы от Люксембургского сада маленький галантерейный магазин в 20 м2 с незатейливым названием «Дешево» («Au Bon Marché»).

Магазинчик оказался настолько успешным, что вскоре он разросся до 300 квадратных метров, а его годовой оборот с 450 000 франков вырос до 5 миллионов. Каким образом небольшое торговое предприятие стало столь успешным?

Будучи продавцом с многолетним стажем, месье Бусико сделал свой магазин по настоящему универсальным. Он объединил под одной крышей отдельные лавочки, разбросанные по Парижу, – так появились специализированные отделы.

Сделав ставку на прекрасных дам, Аристид Бусико всячески потакал их маленьким слабостям. Он разрешил трогать вещи руками и примерять их. Кроме того, он ввёл фиксированные цены и ценники на товары, искоренив базарную практику торга. Начиная с 1871 года покупки можно было заказать по каталогу с доставкой на дом, обменять или вернуть их обратно даже через два-три года, что ничуть не смущало дирекцию магазина, так как продажи росли с невероятной скоростью.

Отец маркетинга  

  

Аристид Бусико придумал многие маркетинговые ходы, которые в наше время считаются классикой. Он снизил торговую наценку на товары с 40 процентов до 20-ти, и цены в магазине стали настолько привлекательными, что магазин мгновенно оправдал свое название. А чего стоила бесплатная раздача цветных воздушных шаров с надписью Au Bon Marché! Это новшество вызвало настоящий ажиотаж среди мам, прогуливающихся с детишками по магазину и стало традиционным.

Не менее гениальной в своей простоте была и идея «открыточных» четвергов. В этот день в Au Bon Marché детям, пришедшим в магазин, дарили открытки. Каждая из них представляла собой часть увлекательной истории, состоящей из шести-семи эпизодов. Чтобы собрать ее полную версию, нужно было попасть в магазин именно в четверг, и дети всю неделю напоминали своим родителям о походе в магазин.

Идея продавать оставшиеся товары со скидкой тоже принадлежит Аристиду Бусико. Родилась она в тот момент, когда предприниматель взглянул на опустевшие после рождественских праздников полки магазина. Он приказал выставить все имеющиеся в наличии товары и продать их со скидкой. Собственно, этот день по праву можно считать днем рождения сезонных распродаж. 

«Королевство маловато…» 

  

Невзирая на то, что дела шли всё лучше и лучше, в 1863 году братья Видо приняли решение от них отойти – новаторские идеи Аристида Бусико казались им слишком рискованными.  Тот, взяв в кредит 1,5 миллиона франков, выкупил у партнеров их долю и тут же занялся расширением своего «королевства».

В 1869-м супруги Бусико купили участок земли, примыкавший к их магазину, чтобы построить там огромный универмаг. Размах, с котором Аристид Бусико подошел к задуманному проекту, был поистине впечатляющим. За дело взялись настоящие мэтры – архитектор Луи Шарль Буало и инженер Густав Эйфель, подключившийся к проекту на завершающем этапе.

Результатом их совместной работы стало великолепное пятиэтажное здание с железным каркасом, позволившим установить стеклянные перекрытия в потолке. Вскоре эту техническую инновацию, благодаря которой внутрь помещения проникает дневной свет, подхватят практически все большие универмаги мира, включая и наш киевский ЦУМ. 

Торговля и благотворительность

Торжественное открытие универсального магазина Au Bon Marché состоялось 12 апреля 1872 года. По меткому выражению Эмиля Золя, он представлял собой «храм торговли, созданный для женщин». Площадь нобого магазина составляла 25 000 м2, а просторные залы освещались электричеством. 3 тысячи ламп накаливания и дневной свет, проникающий сквозь стеклянный потолок!  Универмаг был залит светом с утра до поздней ночи. Товары, привезенные со всего мира и красиво выставленные в витринах, приманивали толпы покупателей.

Тем временем Аристид Бусико преуспел не только в торговле, но и на ниве благотворительности. Он жертвовал внушительные суммы «Обществу помощи раненым и больным» и «Женщинам Франции за освобождение захваченных территорий», а в Au Bon Marche организовал страховую кассу для сотрудников.

После смерти месье Бусико в 1877 году его дело унаследовала жена Маргарет. К этому времени Au Bon Marché вырос до 50 000 квадратных метров, его коллектив насчитывал 1 788 служащих, а годовой оборот составил 72 миллиона франков.

В 1880 Маргарита Бусико превратила семейное предприятие в акционерное общество. Накануне своей смерти в 1887 году мадам Бусико раздала служащим фирмы 150 паев из фонда акций и сделала пожертвование на пенсионную кассу. Поскольку у них с мужем не было детей, она завещала все свое состояние служащим Аu Bon Marché и нескольким благотворительным учреждениям. В их числе была и больница Бусико, сохранившаяся до нашего времени.

Долгая реинкарнация

С 1920 года дела у предприятия шли неважно, ведь в Западной Европе, как и в США, разразился кризис, а затем грянула Вторая Мировая война.

Универмаг пережил все трудности, и в 1984 году был приобретен концерном LVMH, мировым лидером люксовых брендов. Название универмага слегка изменили, заменив предлог «Au» артиклем «Le», и он стал называться Le Bon Marché. Сегодня название универмага звучит несколько иронично, ведь в его многочисленных залах представлены товары класса люкс и дизайнерские марки одежды и обуви. Общая торговая площадь магазина составляет 32 000 м2, в нем работает более 2 000 человек, а годовой оборот предприятия равняется 320 миллионам евро.

В 2012 году универмаг отметил свое 150-летие. В связи с этим его снова обновили и расширили. Здесь появился уникальный двойной эскалатор, соединяющий цокольный и первый этажи, а также ресторан, который расположен под куполом здания.

Если вы еще не бывали в Le Bon Marché, то знайте, что он состоит из трех магазинов, расположенных в двух зданиях. В одном из них находится сам универсальный магазин, в другом – изысканный магазин продовольственных товаров, а также своеобразный блошиный рынок и кафе. На первом этаже находятся магазины одежды, женского белья и аксессуаров, большой отдел часов и спортивный зал. Дом и студия моды расположены на 1-м и 2-м этажах, а магазин подарков и детских игрушек – на 3-м этаже.

Интересные совпадения

Киев чем-то напоминает Париж.  Более того, у обоих городов один и тот же ангел-покровитель – архангел Михаил. Так стоит ли удивляться, что обновленный киевский ЦУМ по архитектуре и духу сродни Le Bon Marché – от стеклянного купола, спроектированного командой английских архитекторов под руководством Роберта Бишопа до открытой планировки основных этажей и стремления представить самый широкий выбор товаров. Здесь будут представлены около 300 тщательно отобранных мировых брендов среднего и премиум классов – такого выбора вы не найдёте ни в одном украинском магазине.

В ЦУМе также будет работать уникальный фуд-холл площадью 2,5 тыс. м², в котором будет богатейший выбор продуктов из разных стран. А последний этаж, отведенный под кафе, бары и рестораны с панорамной террасой общей площадью около 1000 м², позволяющей взглянуть на Киев с высоты птичьего полета, станет любимым местом встреч киевлян и гостей города. Похоже, что шоппинг в ЦУМе будет по-парижски комфортным!   

 


ФАКТЫ О Le Bon Marché

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1852

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: более 32 000 кв. м

ВЫСОТА ЗДАНИЯ: около 25 м

КОЛИЧЕСТВО ЭТАЖЕЙ: 4 этажа

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Когда Эмиль Золя попросил разрешения собрать в Au Bon Marché материал для романа «Дамское счастье», ему разрешили находиться в любом помещении магазина, не опасаясь, что писатель подметит какие-то недостатки. Роман получился настолько убедительным, что читатели приняли его за чистую правду и по городу поползли разные слухи о магазине. Но Аристида Бусико это не смутило, ведь знаменитый писатель сделал им прекрасную бесплатную рекламу. В архиве магазина до сих пор бережно хранится письмо Эмиля Золя с просьбой о содействии в работе.

 

 

ФАКТЫ О ЦУМе

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1939

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: около 45.000 кв. м

ВЫСОТА ЗДАНИЯ: 45,5 м

КОЛИЧЕСТВО ЭТАЖЕЙ: 7 этажей над землей и 3 подземных этажа, включая паркинг

ЭТО ИНТЕРЕСНО: ЦУМ, построенный в 1939 году, был рассчитан на ежедневное посещение 15 тысяч покупателей. В ходе реконструкции главного универмага страны его торговая площадь увеличилась вдвое, так что число ежедневных посетителей возрастет до 30 тысяч. В проекте реконструкции особое внимание уделили энергоэффективности здания. В новом ЦУМе нет ни одной ртутнозаполненной (люминисцентной) лампы. Для освещения используются светодиоды. Все наружные ненесущие стены выполнены из газобетона. Особенность этого материала в низкой теплоотдачей, т.е. здание будет хорошо сохранять тепло.


 

  



Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: