То, чем мы занимаемся, - это миссионерская работа. Виктория Тигипко об Одесском кинофестивале

Президент ОМКФ и партнер-основатель венчурного фонда TA Ventures Виктория Тигипко

Президент ОМКФ и партнер-основатель венчурного фонда TA Ventures Виктория Тигипко

На закрытии Одесского международного фестиваля мы поговорили с президентом ОМКФ и партнером-основателем венчурного фонда TA Ventures Викторией Тигипко о том, что значит лично для нее этот фестиваль, как развивается киноиндустрия в Украине и чего не хватает украинскому кино
.


‒ Что изменилось в этом фестивале по сравнению с предыдущим?

 

‒ Мы уже двигаемся к 10-летию, поэтому хотим, чтобы фестиваль был ярким и красивым. Это уникальное событие, где можно посмотреть эксклюзивные, в том числе, и международные премьеры, большинство из которых не выйдут в прокат в Украине. И это ‒ фишка фестиваля, то есть ОМКФ ‒ уникальное событие с эксклюзивными премьерами.

В этом году у нас рекорд, фестиваль развивается, возможно, мы еще долго будем ставить рекорды. В 2017 году 911 заявок, и это рекорд по фильмам. В программу взяли 107 фильмов. Из них 48 картин ‒ украинские, это тоже победа, еще недавно это вообще было нереально. В программах каждый год что-то новое происходит. В прошлом году стартовал конкурс европейских документальных фильмов. Мы относимся к зрительским кинофестивалям, на которые отбираются художественные фильмы, понятные широкой аудитории, с хорошей интеллектуальной составляющей. Ставка делается на это. Плюс, Потемкинская лестница! Всегда хорошо, когда обладаешь каким-то монопольным преимуществом. Наше монопольное преимущество ‒ Потемкинская лестница. Построена она перспективно, и это само по себе уникальное архитектурное произведение. Она вмещает 15 тысяч человек. Но в следующем году мы хотим увеличить количество зрителей нашего специального черно-белого ретро-показа, которые смогут смотреть кино, сидя в барах, ресторанах, просто прогуливаясь.

 


0f2a2936

Виктория Тигипко




‒ Вы первый раз в этом году презентовали фильм на Потемкинской лестнице, какие ваши ощущения?

‒ Да, первый раз. С большой аудиторией у меня всегда все нормально, но ощущение интересное. Ощущение удовлетворения правильностью выбранного для спецпоказа объекта, нашего мегаоупенейра. Меня так радовало, что мы придумали Потемкинскую лестницу превратить в огромный открытый кинозал! Мы вообще любим экспериментировать. То есть у нас уже и раньше был ряд экспериментов. Одесский симфонический оркестр ‒ раз. Майкл Найман со своим мини-оркестром, это тоже классно сработало. В этом году мы впервые привлекли оперную певицу, меццо-сопрано Софи Фурнье, это было невероятно красиво. Но будем экспериментировать дальше. Можно и инструменты какие-то добавлять. В этом году мы задействовали новую локацию – Зеленый театр, куда перенесли показы с Ланжероновского спуска. Получилась зона релакса с перформансами и фильмами.

‒  Государство выделяет деньги на этот фестиваль или нет?

 

‒ Выделяет, но три копейки, 5%-15% например. Вот возьмем ту же Трансильванию, у них и фестиваль, и страна намного меньше, но он у них процентов на 30 финансируется государством. Это тоже говорит о том, как государство заботится о национальной идентификации и культуре. У них это 30 с лишним процентов, у нас 5%-15%, этого катастрофически недостаточно. Вообще в Европе  государством финансируется 50‒70 % фестивальных расходов. 30 % ‒ абсолютный минимум. Одесский кинофестиваль ‒ это страшные расходы: начнем с того, что надо привезти на самолете 300 человек международных кинопрофессионалов, которые представят 107 фильмов, поселить, накормить всех. Ну и умножить все это на количество дней. Добавляем сюда обустройство Потемкинской лестницы, экраны все, музыку, звук, свет, обустройство Зеленого театра, превращение Театра музыкальной комедии в кинотеатр и т. д. Это уже неподъемно. 4 тысячи профессионалов, 300 иностранных гостей, пресса. Страшные цифры! Поэтому это серьезное событие должно поддерживаться государством. Пока у нас главный партнер ‒ это ТАСКОМБАНК, так как это наша инициатива и ответственность, поэтому больше чем на 50% спонсор ‒ это мы сами. Плюс присоединяются многие партнеры.

 




20170715-154201-140-shuvayev

Виктория Тигипко



‒ Вы человек бизнес-сферы, зачем этот фестиваль, что он дает вам лично?

‒ Я очень любила в свое время смотреть кино, сейчас смотрю меньше. Потому что времени уже ни на что нет. Просто всегда нравилось кино, поэтому было принято спонтанное решение делать этот фестиваль. Если бы я знала, что это такое, то не уверена, что взялась бы. Это тяжелая работа и большое мероприятие. Ты жертвуешь свое время ради развития кинокультуры в Украине. То, чем мы занимаемся, – это миссионерская работа. Вначале казалось, все будет по-другому: думали, что мы будем проводить какие-то небольшие артхаусные фестивали. А потом оно раз, и понеслось. Первые два года были очень тяжелыми, потом уже все поверили, что мы можем, и нам стало легче. А вначале это было таким подарком стране. Но наверное, это нужно, потому что результаты же видны. Индустрия развивается. Количество фильмов увеличивается, и украинских в том числе.

‒ Как вы думаете, чего не хватает украинскому кинематографу, кроме денег?

‒ Ему не хватает хорошего образования и нетворка. У нас нет альтернативного коммерческого образования. Это могла бы быть хорошая платформа для небольших нишевых бизнесов. На кино можно зарабатывать, это нормальные коммерческие проекты. Можно делать коммерческие школы даже без брендов ведущих европейских киношкол. Хотя мы ведем переговоры с киношколами Берлина и Лондона, чтобы они читали у нас курс лекций и проводили краш-курсы.

‒ В рамках кинофестиваля?

‒ Нет, не в рамках. Это отдельный обучающий проект, отдельная программа в течение года, курсы киноиндустрии, актерская школа, мы планируем делать недельные курсы, когда приезжают преподаватели на неделю и полные 7 дней идет интенсивное обучение по основным направлениям кинобизнеса, по которым нам нужна помощь. Операторская школа у нас сильная, документальная тоже. Они имеют свой имидж, свою идентификацию. Нужно изучать именно киноиндустрию. Как делать бизнес на кино: продажи, дистрибьюторство, маркетинг. Актеров нужно учить, сценаристов. Это основные вещи, в которых мы проседаем.

В этом году мы учредили кинопремию «Золота Дзига» ‒ это мощный старт для украинской киноиндустрии и объединяющий фактор, который был давно нужен нашему кино. Все это восприняли хорошо. Видимо, еще и потому, что есть доверие к команде, есть доверие к тому, что мы не заангажированы, четко видим ситуацию, и у нас все-таки более коммерческий подход. Наверное, это все притягивает к нам аудиторию. Это очень важно.


20170716-212156-25-ikonnikova

Команда ОМКФ: Виктория Тигипко, Анна Мачух, Юлия Синькевич

  

‒ На кинофестивале есть и другие мероприятия, например, бизнес-клуб. С какой целью вы его проводите?


‒ Потому что очень важно соединить бизнес-элиты и культурные элиты, чтобы они познакомились, знали друг друга. Культуре нужны меценаты, партнеры, спонсоры, кураторы. Во всем мире только так это и работает. Наши предприниматели уже видят перспективы и хотят какого-то контента. И было бы неплохо, если бы кто-то из них взял на себя шефство, кураторство, меценатство над разными: от маленьких до больших ‒ культурными мероприятиями. А для того чтобы взять, нужно знать, нужно приобщаться, нужно общаться. Возникает такое правильное соединение бизнес- и культурных элит, и идут правильные процессы. Потому что кино должно быть бизнесом все-таки.

Вот, например, сегодня Украине не хватает, как минимум, тысячи экранов. Это должны быть кинозалы, кинотеатры, созданные по принципу культурных центров. Модные, современные многозальники, 3‒5 залов в зависимости от количества населения, где человек может и поужинать прийти и интересно провести время. Плюс там могут быть площадки-трансформеры, где будет удобно и музыкальным группам выступать, и какие-то театральные постановки делать, перформансы. Это все можно показывать и при этом тоже продавать билеты. Тут есть пространство для экспериментов. Но важно ‒ это образовательный большой проект. Потому что куда пойти людям в 100-тысячнике или в 200-тысячнике? Это должно быть место, куда все ходят каждый день. Как дом культуры, но современное, с хорошими интерактивными, сейчас уже недорогими, экранами, где можно и рекламу давать интересную, правильную, и делать это ярко, красиво, и бар должен быть, и кафе. 

Мы живем в такое интересное время, когда кино трансформируется в хорошие коммерческие проекты. Началась коммерциализация, с одной стороны, а с другой стороны – это дает улучшение контента, делая акцент на качественное кино.

 

‒ Если говорить о стратегии, что вы планируете в дальнейшем внедрить на кинофестивале?


‒ Нам нужны хорошие кинотеатры, нам нужен хороший один мультиплекс-многозальник, 5‒6-зальник в Одессе для проведения фестиваля, который бы стал его центром. В Одессе есть несколько представителей кинотеатральных сетей. Я знаю, им есть о чем подумать. Вроде бы есть планы строительства. Нам бы это очень помогло. Потому что новый хороший многозальник – это увеличение возможностей для фестиваля и привлечение другой аудитории, которая все-таки привыкла к комфорту. Все остальное меняется, добавляется, потому что дело не в количестве, а в качестве. Например, у нас уже есть программа «Арт-ОМКФ», которая отлично стартовала в этом году. Будем каждый год ее делать, брать нового куратора. В этом году это галерея Invogue. В следующем году будет другая галерея, другая программа. Но тема уже понятна. Также деловая программа, она уже началась. Ее тоже будем развивать и развивать. Есть айдентика фестиваля. Тут наворачивать чего-то большего не нужно. У нас уже много всего. Сейчас нужно просто развиваться. Нужно больше бизнесменов, которые бы поддерживали украинское кино и смотрели на него как на бизнес. А меценаты, кураторы, партнеры, спонсоры разбирали и курировали культурные, кинокультурные проекты, перформансы. Такая бизнес-составляющая очень нужна нашей кинокультурной среде. Она правильно выстраивает процессы. 

 

Фото: ОМКФ

Читайте также: Я все время провоцирую детей задавать вопросы, чтобы они учились критически мыслить. 10 правил саморазвития от Виктории Тигипко

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: