«Чтобы быть лидером, нужны три качества». София Опацкая, основательница Львовской бизнес-школы, называет их и рассказывает, как их развить

«Чтобы быть лидером, нужны три качества». София Опацкая, основательница Львовской бизнес-школы, называет их и рассказывает, как их развить

Директор LvBS и участница рейтинга НВ ТОП-100 успешных украинок считает, что обществу не хватает предприимчивости, а украинских бизнесменов пора учить мыслить глобальными трендами.

Почти 10 лет назад львовянка София Опацкая, давно занимавшаяся корпоративными программами развития и сама закончившая несколько бизнес-программ в американской Wharton Business School и даже в Китае и Гонконге, замыслила создать такую же мощную бизнес-школу в Украине. Ее партнером в этом стал Украинский католический университет во Львове. Под руководством Опацкой Львовская бизнес-школа (LvBS) стала одним из самых успешных учебных заведений в стране.

В этом году там запустили программу для женщин-лидеров, в рамках которой курс о лидерстве преподает сама Опацкая. К тому же она руководит проектом Global Shapers, молодежной инициативой Всемирного экономического форума в Львове.

Этой весной Новое Время включило Опацкую в рейтинг ТОП-100 самых успешных женщин Украины в категории Корпоративный сектор. 16 мая она прочитает лекцию о женском лидерстве в рамках серии лекций Принципы первых, которую проводит НВ.


Накануне мы расспросили Опацкую о том, можно ли вообще приобрести лидерские качества, если тебе их не хватает, как учиться предприимчивости и ради чего стоит ехать в иностранные бизнес-школы, как это делала она.

- Вы недавно начали преподавать в LvBS женское лидерство отдельным курсом. Почему женское лидерство и почему именно сейчас? На это есть запрос в обществе?

- За последние пять лет мы как школа прошли определенный процесс, чтобы удостовериться, что есть запрос на такую программу. В последние годы эта тема всплывала разными способами в разных странах. Сначала мы сделали конференцию по этой теме. Потом вышла книга Шерил Сэндберг из Facebook. Я как раз выступала в панельной дискуссии, на которой ее украинский перевод презентовали во Львове во время книжного форума. Я видела, сколько женщин собралось тогда. Смотришь на них – и понимаешь, что вопрос лидерства важен для женщин.

Еще одна причина, по которой мы начали этот курс – у меня есть ощущение, что иногда в мужских или смешанных аудиториях женщины не готовы полностью открываться и говорить обо всем. То есть по содержанию наша программа женского лидерства ничем не отличается от любой другой программы лидерства. Если бы мы посадили в эту аудиторию мужчин, то они так же слышали бы все эти концепции, инструменты, которых им также не хватает.

И еще одно, что я считаю важным – на такие программы женщины ходят в том числе для того, чтобы услышать, что не только у тебя есть такие вызовы, и найти подруг-коллег, которые тебя могут поддержать.

Особенностью Украины, особенно западноукраинского региона, являются высокие общественные ожидания к женщинам, независимо от того, реализуется она в бизнесе или политике, или сидит дома с детьми.

- Вы имеете в виду, что от женщины, имеющей собственное дело, ожидают, что дома она все равно должна выкладываться на равных с домохозяйкой?

- Да. Ты можешь заниматься бизнесом или какими-то другими вещами, но весь базовый список домашнего уюта никто не отменял.

- Чему именно вы учите женщин в бизнес-школе? Какие качества вообще отличают человека лидера от не лидера?

- Мы в бизнес-школе много работаем с темой лидерского характера. В бизнесе нужно иметь компетенции, но не менее важным для принятия ответственных решений является такая вещь как характер. Третья сверхважная вещь – это commitment, то есть преданность делу, своего рода жертвенность в том, что ты делаешь.

Когда мы говорим о характере, мы стремимся донести, что в человеке все должно быть сбалансировано. К примеру, ты не можешь быть настойчивым, но не иметь при этом эмпатии к другим. Да, ты будешь лидером, но это не тот стиль лидерства, с которым бы мы хотели, чтобы люди выходили из бизнес-школы.

В бизнесе нужно иметь компетенции, лидерский характер и commitment, то есть преданность тому, что ты делаешь

Мы стремимся, чтобы люди имели возможность как можно больше порефлексировать и подумать, какие у нее есть сильные стороны, что еще она хочет развить в себе, на что ей просто следует обратить внимание – возможно, она на что-то просто смотрела по-другому. То есть в первую очередь, речь идет об определенной сбалансированности и интегрированности. Это очень важно.

Конечно, мы разбираем и какие-то очень инструментные вещи, которые помогут чуть не на следующий день понимать, как можно развивать свою команду, как лучше развивать сеть или вести переговоры. Такие навыковые вещи также есть в программе, но, в первую очередь, все построено вокруг идеи развития лидерского характера.

- То есть вы тем самым утверждаете, что неважно, какой у человека характер, какие качества ей присущи – любые лидерские качества можно развить в себе?

- Я думаю, если ты самоосознаешь, чего тебе не хватает, если ты постановишь себе, что хочешь это изменить – думаю, все можно менять.

- Вы сама со своими собственными качествами так работали?

- Приведу пример. Я достаточно ответственное лицо. Я всегда считала, что это моя сильная сторона. Но недавно мы делали внутреннее обучение для своей собственной команды, и в какой-то момент я поняла, что то, что я считала своей сильной стороной – также является и моей слабой стороной. Потому что я этой своей гиперответственностью давлю на коллег, которым сложно с этим справляться. И для меня это было открытие – что то, что является моей сильной стороной, на самом деле является моей слабой стороной. И, возможно, не всегда мою ответственность нужно настолько сильно включать.

- И что – вы работаете над этим в себе?

- Да. Я понимаю, что с определенным типом людей я могу просто пережать и получить противоположный результат. Люди просто от моего давления впадают в ступор и не дают даже не того, что мне нужно – они вообще ничего не могут выдать.

- Любые советы по саморазвитию чуть ли не первым делом рекомендуют человеку, который хочет чего-то достичь в жизни, выходить из собственной зоны комфорта. Правда ли это и надо ли себя насиловать в чем-то?

- Это выбор каждого человека. Лично я считаю, что развитие действительно связано с выходом из зоны комфорта. Если я делаю что-то в 150-й или даже 5-й раз в жизни – это не дает мне тех эмоций, того вызова, которые я испытываю, когда делаю что-то впервые. Для определенного типа людей это очень важно. Именно таким способом мы делаем каждый наш следующий шаг.

Я иногда тоже думаю: зачем я должна делать это? у меня могла быть спокойная неделя! я могла заниматься тем, чем я нормально занимаюсь. Но потом ты делаешь какой-то новый шаг и понимаешь, что если бы ты этого не сделала – ты не понимала бы, что ты это можешь. Это и есть развитие, которого не будет, если не выйти из той зоны комфорта.

- То есть в принципе какие-то вещи нужно делать «через не хочу»?

- Да. Я считаю, что в жизни многое надо делать «через не хочу».

Вот это «не хочу» очень присуще миллениалам. Посмотрите знаменитое видео [с мотивационным спикером] Саймоном Синеком, где он рассказывает о миллениалах. Вот кому свойственно думать: я сегодня встал и не хочу больше ходить на работу.

Многое в жизни нам всем не хочется делать. Надо искать свое призвание. Я считаю, что для того, чтобы достигать успеха в жизни, нужно много и упорно работать и часто делать вещи «через не хочу».

- Если нет возможности учиться лидерству в бизнес-школах или еще где-то, можно над собой работать самостоятельно? Где искать какие-то советы, какие-то полезные вещи?

- Можно. Я думаю, обучение в бизнес-школе должно происходить в правильный момент. Относительно обучения очень простым способом я посоветовала бы найти двух-трех менторов, которые могут вам честно и откровенно давать фидбэки, на которые вы не будете обижаться и думать, что вас просто хотят покритиковать.

- Где их искать? В компании, где работаешь?

- Это может быть любой. Когда я только начинала карьеру, я попросила двух людей стать моими менторами. Они были связаны с моей работой. Но это может быть на рабочем месте, а может быть не на рабочем месте. Люди с опытом легко на это соглашаются, потому что понимают, что это тот опыт, который они могут передать кому-то другому.

Возможностей существует много. Стоит, к примеру, ходить на различные развивающие мероприятия, многие из них не являются платными.

- Можно чему-то научиться и развить в себе какие-то качества, читая определенные книги?

- Книги всегда важны. Ты расширяешь свой кругозор. Я, например, согласна с Адрианом Сливоцким, который говорит, что каждую книгу надо хотя бы трижды прочитать. Когда ты читаешь в первый раз – ты сканируешь книгу, пытаясь ухватить, в чем ее общая идея. Когда читаешь второй раз – ты книгу реально читаешь. А когда читаешь третий раз – тогда начинаешь думать и задумываться над чем-то.

- Можно учить лидерству детей? То есть можно работать над чем-то в себе, когда тебе 30, и ты осознал, что тебе чего-то не хватает. А как учить, к примеру, подростков?

- Я не являюсь детским педагогом, но, думаю, возможно. Моему сыну 8 лет, дочке будет 5. Я не могу сказать, что я их сильно принуждаю к чему-то. Сын ходит в школу до 6 часов. Кроме школы и занятий, которые есть в школе, у него есть на целую неделю один кружок – это Пласт, и это то, что ему нравится. У него еще с младшего возраста был интерес к историям о казачестве, сечевых стрельцах, Повстанческой армии. Оно ему идет.

Потом он попробовал ходить на каратэ – и оказалось, что это не его. И я не настаиваю. Хотя на тот же Пласт иногда настаиваю идти, и потом он говорит, как хорошо я его все-таки завезла, потому что было интересно.

Мы пытаемся вытащить людей из мышления о том, как делать бизнес во Львове или в Украине, научить их мыслить масштабнее, показать им, о чем думают компании в США, Европе или Азии.

- Вы учились в нескольких бизнес-школах за рубежом. Я так понимаю, что это были различные краткосрочные программы?

- Да. Но я училась в общеобразовательной школе за рубежом и в 10-м классе.

- Ради чего стоит ехать в зарубежные бизнес-школы? Чему такому вас там научили?

- В первую очередь учеба там – это среда.

Я еще в 10 классе должна была зайти в совершенно новый класс, в котором никто меня не знал. Это было в 1991 году. Украина только провозгласила независимость. Еще не было даже референдума, и что такое Украина, никто понятия не имел. И вот ты в новой среде, где есть какие-то схожие ценности, а есть и много других, чужих ценностей. И ты должен себя там реализовать. И никому не важно, как ты учился 10 лет до того, какой у тебя бэкграунд и так далее.

Так вот мой 10 класс, это была Johnson City High School в небольшом городке в штате Нью-Йорк. Я прихожу в первый день в класс, и там как раз показывают фильм о Советском Союзе, который распадается. Показывают на экране, как женщины капусту на поле собирают руками, и в воображении моих одноклассников – я именно из той страны, где только так и живут. Плюс все знают, что в Украине произошел “Чернобыль”. И ты понимаешь, что это для тебя и личный челендж, но одновременно и шанс изменить мнение своих одноклассников, убедить их, что где-то в мире есть страна, в которой есть интересные люди.

Все то время, что я находилась в США, я должна была объяснять одну вещь: когда спрашивали, откуда я, я отвечала, что из Украины, а мне говорили: «А, из России...». Я говорю: «Нет, не из России, из Украины!». Это была просто какая-то мантра.

- А если говорить о знаниях, которые вы получили в бизнес-школах?

- Во-первых, это широта мышления и мировоззрения. Это то, что мы стараемся давать слушателям и у нас в бизнес-школе – вытащить людей, в том числе из бизнеса, из мышления о том, как делать бизнес во Львове или в Украине, научить их мыслить масштабнее, показать им, о чем думают компании в США, Европе или Азии. Показать им глобальные тренды. За границей ты это сильнее чувствуешь. Во-первых, из-за того, что там учебная среда является существенно более международной, особенно сейчас. В американских университетах учатся лучшие люди со всего мира. Ты находишься в очень конкурентной среде, а конкурировать с лучшими всегда хорошо, потому что ты становишься лучше. И это тоже определенный выход из зоны комфорта. Поэтому это дает развитие.

- Вы видите проблему дефицита лидерства, амбиций у украинских женщин? Если да, то с чем это связано – с менталитетом, с какими-то барьерами в обществе?

- Мне не хватает в нашем обществе скорее предпринимательства и предприимчивости. Я считаю, что в нашей стране не очень высокий уровень конкуренции. Когда ты заходишь где-то за границей в магазины, то видишь там огромный выбор, скажем, хлопьев для завтрака. Так, как компании там конкурируют за лояльных клиентов, не сравнить с тем, что есть в Украине.

Мы все понимаем, почему так происходит. Иностранные компании практически не приходят, украинские компании в большинстве своем достигли определенного уровня, утолили свои амбиции и их все устраивает – для себя и для детей хватит. Я не вижу серьезной амбициозности у украинского бизнеса сейчас, к сожалению. Нам не хватает предприимчивости.

У нас, например, в обществе бытует очень большое порицание в отношении ошибок: если ты ошибся – все, с тобой нечего иметь дело. А на самом деле, если ты ошибся и научился из этого чему-то – это очень ценно. Ибо это означает, что ты сделаешь намного лучше. Мы сейчас в университете стараемся культивировать целую идею о том, что студенты должны иметь возможность здесь ошибаться. Другое дело, что им надо помогать делать из этого выводы.

- Вы думаете, этому можно научиться – предприимчивости? И вообще благоприятное ли сейчас время для каких-то бизнес-начинаний в Украине?

- Предприимчивости однозначно надо учиться. Но ее убивает сама система образования. Начиная со школы, у нас всегда есть только правильный ответ и неправильный. Мы мало учим детей критическому мышлению. Знания ты можешь в Гугле найти хоть сейчас, а вот критически осмыслить их – надо уметь.

Когда к нам приходят молодые люди в бизнес-школу, мы сначала полгода их отучаем от практик и опыта, которые они получили в других учебных заведениях. У нас университеты должны предлагать большой перечень дисциплин по выбору самого студента, например в УКУ надо или в LvBS есть возможность выбрать из 20 предметов те, которые ты хочешь учить – это маленькое, но решение. Как принимается решение об учебе в вузе? Очень часто родителями. Молодежь нужно как можно больше побуждать самостоятельно принимать решения в школьной и университетской жизни, тогда и предприимчивость появится в обществе.

- Кто является или являлся ролевой моделью для вас лично в профессии?

- Меня очень вдохновляют люди, сочетающие высокую образованность с предприимчивостью, имеющие сильный внутренний стержень и постоянно развивающиеся, а кроме того еще обладающие хорошими манерами. Это может звучать немного банально, но я считаю нашему обществу не хватает хороших манер. Для меня хорошей моделью является президент УКУ Владыка Борис Гудзяк – человек с невероятной верой и видением. Мы все у него постоянно учимся. Было какое-то Божье провидение, что я попала в этот университет и встретилась в жизни с ним.

Также не перестаю восхищаться силой воли Мирослава Мариновича – диссидента, одного из основателей Украинской Хельсинской группы, который в 28 лет не побоялся отстаивать свои ценности и принципы и провел 10 лет в советских лагерях и при этом не потерял веры в добро. Я знаю, что есть истории таких женщин, к сожалению, мы о них немного маловато говорим. Это интервью, кстати, вдохновляет меня на то, чтобы эту тему «раскопать».

- Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

- Это дети и Львовская бизнес-школа – это та команда, которая сейчас есть в школе.

- А своими самыми большими ошибками?

- Не почувствовать какую-то потребность людей – возможно, вовремя не проговорить важных вещей, не почувствовать проблемы во взаимоотношениях. Когда предполагаешь, что ситуация понятна, но она выглядит такой лишь для тебя и потом кризис уже такой глубокий, что сложно представить, как можно с обеих сторон отложить эмоции и принимать решения рационально. То есть опять же – это люди.

Недавно у нас была одна встреча деканов университета, которые также являются управленцами, с очень опытным деканом из США – такой себе обмен опытом. Так вот там сказали, что наибольшее вдохновение и наибольшая сложность для них – это работа и взаимоотношения с людьми.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: