Слезы мешают говорить. Рецензия на убийственную мелодраму Свет между двух океанов

Свет между двух океанов - большой подарок для поклонников Майкла Фассбендера и Алисии Викандер

Свет между двух океанов - большой подарок для поклонников Майкла Фассбендера и Алисии Викандер

Фильм Дерека Сиенфрэнса Свет между двух океанов радует звездным актерским составом, блистающим на фоне красивых пейзажей под трогательный саундтрек.

Если вы хотите узнать, является ли ваша женщина, собственно, живой женщиной, а не андроидом последней модели, сводите ее на этот фильм...

1918 год. Том Шербурн (Майкл Фассбендер) возвращается с Первой мировой войны в родную Австралию и устраивается смотрителем маяка на отдаленном острове Янус – важной точке в маршруте кораблей, курсирующих между Индийским и Тихим океанами.

Он женится на юной Изабель (Алисия Викандер) и считает, что наконец обрел покой. Пара пытается завести ребенка, но после двух выкидышей у Изабель, эта перспектива кажется все более туманной. В особенности, если учитывать, что пара живет на отдаленном острове, где нет даже врача.

Однажды к острову прибивает лодку с мертвым мужчиной и живым младенцем. Том, бывший военный, привыкший, что порядок должен быть во всем, намерен подать сигнал на «большую землю», чтобы ребенка забрали. Но Изабель упрашивает его оставить девочку и солгать всем, что это их дочь.

Том соглашается, прячет тело умершего отца ребенка, топит лодку в океане и фальсифицирует записи в журнале смотрителя.

Проходят годы и вернувшись домой Том и Изабель знакомятся с Ханной (Рэйчел Вайс), которая до сих пор оплакивает своих мужа и маленькую дочь, которых несколько лет назад унесло в открытый океан на лодке...

Режиссер Дерек Сиенфрэнс здорово набил руку на мелодрамах. Он снял Валентинку (2010), в которой герои Райана Гослинга и Мишель Уильямс выясняли, можно ли возродить настоящую любовь после того, как она вроде бы совсем угасла. И Место под соснами (2012) с тем же Гослингом, герой которого, узнав, что его бывшая девушка родила от него сына, в корне меняет свою жизнь и готов на все, чтобы заполучить семью, которой у него никогда не было.

И в Свете между двух океанов мастерство режиссера вышибать слезу достигает невиданных высот. Взяв за основу бестселлер австралийской писательницы М.Л. Стадман, режиссер дополнил его феноменальными пейзажами затерянного острова, пафосным классическим саундтреком и тремя великолепными актерскими работами.

Самым слабым местом этой стройной композиции стал сценарий. Он выглядит чрезмерно надуманным и направленным вовсе не на то, чтобы действительно рассказать увлекательную историю человеческих взаимоотношений, а лишь на то, чтобы в нужные моменты прошибать зрителя на слезу.

И, как ни странно, это работает. Это тот случай, когда хорошее мясо не испортишь даже слегка пережарив.

Все благодаря гениальным актерским работам.

История любви Тома и Изабель – чересчур картинная, словно, призванная воплотить на экране наивную мечту провинциальной девочки о счастливом замужестве.

Но Фассбендер и Викандер - настолько органичны, что картонность их персонажей становится понятной лишь, когда приходишь в себя после титров и начинаешь анализировать увиденное.

Драма с потерей ребенка выглядит натужно, а последующая история с криминальным усыновлением спасенной в океане девочки – и вовсе чрезмерно мелодраматична. Как говорится, «как в кино».

Но Викандер настолько пластичная и, не побоюсь признать очевидное, гениальная актриса, что ей веришь и принимаешь происходящее на экране всей душой.

Трагедия женщины, которая потеряла дочь, а затем обрела ее, но готова вновь отказаться от ребенка, лишь бы покарать обидчика, это – пафос, достойный индийского кино. Не хватает разве что танцев со слонами.

Но Рэйчел Вайс - одна из лучших драматических актрис современности. И в этом фильме она, пожалуй, даже превосходит Викандер по глубине проработки своего персонажа. У нее не так много экранного времени, но она буквально перетягивает одеяло на себя.

Вполне под стать этим выдающимся актерским усилиям и работа оператора. Фантастические океанские пейзажи, которые режиссер щедро расставляет по ходу фильма, буквально где надо и не надо, по сути вводят в повествование еще одного рассказчика - природу. В нужные моменты историю в не меньшей степени, чем актеры, рассказывают закат над бескрайней водной гладью, яростный шторм, воющий ветер или слепящее солнце.

Фильм предельно откровенно манипулирует чувствами зрителей, в первую очередь, женской части аудитории. Ребра подтекста буквально выпирают. Никаких двусмысленностей режиссер себе не позволяет.

Даже центральная мысль о Томе Шербурне, который прошел через ад войны и теперь указывает другим на правильный путь в жизни, чересчур выпячивается с помощью метафоры о маяке, которая в этой истории вынесена даже в заглавие.

В конечном итоге, стремление вышибить слезу приводит авторов к подмене понятий и гиперболизации человеческих чувств. Грань между эгоизмом и любовью стирается в один момент.

Может ли муж сделать свою любимую жену несчастной лишь ради того, чтобы поступить по совести? Может ли одна женщина отказаться от ребенка лишь бы покарать возможного убийцу своего мужа? Может ли другая женщина отказаться от ребенка, чтобы спасти своего мужа от смертной казни?

Все это – слишком через край, слишком в лоб. Слишком много слез и океанских рассветов в моменты, когда на самом деле стоило бы задуматься о сути главного конфликта в этой истории - о противостоянии рационального мышления и сердечного порыва. О том, что счастье не бескорыстно и всегда возможно лишь за счет чьих-то страданий.

Любителей тонкого артхауса от этой прямолинейности будет коробить, но для массового зрителя - этот подход - в самый раз.

Свет между двух океанов – кино породистое, мощное, зрелищное и трогательное, хоть и не без греха.

И безусловно, в большей степени женское.

Женщины, как известно, существа, питающиеся эмоциями. И Свет между двух океанов для них - как тележка с мороженым для ребенка-сладкоежки.

Дамы начнут плакать еще в первой трети фильма. А множество крупных планов в диалогах ближе к концу и вовсе объясняется тонким расчетом режиссера на то, что сквозь слезы зрительницам будет сложно различать мелкие детали на экране.

Сводите жену на этот фильм, и она, как минимум, неделю не будет напоминать вам о вашей святой обязанности выносить мусор и стирать свои носки.

Не знаю, будет ли фильм выдвинут на Оскары, но тот факт, что он займет место на полке лучших мелодрам последних лет, для меня очевиден. Он сделан из того же материала, из которого были слеплены Влюбленный Шекспир, Английский пациент.

Классика сбоев не дает.

Вердикт НВ:

Тот случай, когда нарочито душещипательная мелодрама с дырявым сюжетом настолько хорошо снята, что стоит потраченного времени и пролитых слез. Как ни крути, один из лучших фильмов этого года в мэйнстриме. Не пропустите.

--------------------------------------------------------------
Свет между двух океанов
Light between oceans
2016 год
Великобритания, Новая Зеландия, США
Режиссер: Дерек Сиенфрэнс
В ролях: Майкл Фассбендер, Алисия Викандер, Рэйчел Вайс

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: