При всем уважении. Производители виски из Азии научились делать это не хуже шотландцев

комментировать
При всем уважении. Производители виски из Азии научились делать это не хуже шотландцев

Если очень хочется, то можно и в Индии. Свежие месторождения сингл молтов, обнаруженные на востоке.

Чтобы сделать хороший виски, надо, прежде всего, любить его пить. Азия всегда отличалась особой симпатией к этому напитку. Сингапур, к слову, держит сегодня первое место по количеству потребления виски на человека, а Индия признана самым большим рынком этого напитка в мире. Но, по-видимому, настала пора, чтобы Европа также зауважала местных производителей.

Когда в начале 2000-х издатель британского журнала Whisky Magazine стал проводить ежегодные слепые дегустации виски со всего мира, оказалось, что Шотландия уже не является безоговорочным мировым чемпионом. В 2001 году победителем стал Yoichi 10yrs Single Cask японской компании Nikka. Впервые не шотландский односолодовый виски был официально признан экспертами лучшим в мире. «Хотя, пожалуй, такого качества японцы добились задолго до этого», - написал в своей статье критик Whisky Magazine Дэйв Брум. 

Медали другого авторитетного конкурса, International Spirits Challenge (ISC), также стали всё чаще отправляться на восток. И к середине 2000-х Японию всё-таки пришлось записать в клуб ведущих мировых производителей виски, состоявший до этого из Шотландии, Ирландии, США и Канады.

Бум потребления виски в Азии перешел в бум производства. С простодушным азартом, продемонстрированном в автомобилестроении, компьютерных технологиях и других областях, азиаты принялись копировать технологии шотландских молт-мастеров, достигая при этом совсем не банальных результатов.

Разразившийся вскоре мировой финансовый кризис отнюдь не погасил эту тенденцию. Новые производители хорошего виски стали появляться в совсем уж экзотических местах. Один из ярких примеров – индийская Amrut Distilleries, на которую в 2005 году обратил внимание виски-общественности англичанин Джим Мюррей, автор ежегодно переиздаваемой Библии виски.


Успех оказался неслучайным. В 2012 году американский Whisky Advocate признал Amrut победителем в категории New World Whisky of the Year. Сегодня компания поставляет свои виски на рынки более чем 20 стран мира, включая весьма конкурентные Великобританию, США, Японию, Францию, Германию и так далее. А на сайтах свободных виски-сообществ, вроде whiskybase.com независимые оценки которых для любителей часто значат больше, нежели мнения известных журналистов и критиков, Amrut котируется очень высоко.  

Показательно, что основанная ещё в 1948 году, Amrut Distilleries долгое время была поставщиком рома и бренди для армейских буфетов, а в качестве сырья, как и большинство индийских перегонных заводов, использовала дешёвую и доступную черную патоку (мелассу) – побочный продукт сахарного производства.

В 1980-х её новый руководитель – представитель третьего поколения владельцев -  Нилаканта Джагдейл, вдохновленный примером шотландских вискикурен, решил использовать ячменный солод на своей новой дистиллерии, построенной недалеко от Бангалора и производить односолодовый (single malt) виски, популярность которого в мире за пределами Индии стремительно росла. 

На протяжении 1990-х в Amrut Distilleries много экспериментировали с перегонкой спиртов и выдержкой напитка в бочках. При этом выяснилось несколько особенностей. Несмотря на то, что в Бангалоре, расположенном на возвышении, было не так жарко и душно, как во многих других районах Индии, виски вызревал здесь в несколько раз быстрее, чем в Шотландии.

Ещё одним нюансом производства оказалась высокая «доля ангелов», то есть той части алкоголя, которая ежегодно теряется путём испарения во время выдержки. Она составляла 11-12% (сравните с шотландскими 2-3%). Впрочем, эти и другие трудности не остановили Amrut, и в 2004-м году компания сделала первые поставки своего виски в Великобританию.

Чем же таким особенным отличается индийский виски? «Amrut выдерживается от 3 до 5 лет, но достигает таких результатов, как и шотландский виски, который держали в бочке лет 10-15. Вот это поражает, - говорит сомелье Good Wine Платон Близнюк, - По вкусу он напоминает шотландский Спейсайд. В Amrut Single Cask Bourbon вы почувствуете ярко-выраженные восточные сладости в аромате, во вкусе он также богат на бисквитные, сливочные и фруктовые тона, очень пряный и щедрый».

Если сравнить Amrut с японским виски, репутация которого за последние пять лет поднялась ещё выше, то последний, наверняка будет более сдержанным. Сказывается более приближённый к Шотландии островной климат, национальный характер и, по всей видимости, конкурсная борьба.

В слепых дегустациях WWA такие компании, как Suntory и Nikka сегодня – главные мировые конкуренты Шотландии. Они же являются ведущими японскими производителями виски, из которых Nikka больше сосредоточена на сингл молтах. Её основатель, Масатаку Такетсура – человек, которого называют отцом японского виски. В 1920-х господин Такетсура учился в Шотландии и работал на знаменитой дистиллерии Hazelburn в Кэмпбелтауне. 

Вернувшись на родину, он поучаствовал в становлении дистиллерии компании Suntory, а затем в 1934-м году основал своё производство на Хоккайдо, которое позже получило название Nikka Whisky Distilling. Ныне в составе Nikka две дистиллерии: Yoichi, виски которой победил в 2001-м, и Miyagikyo, заработавшая в 1969-м на севере Хонсю.

«Для японского стиля характерна мягкость, аккуратность, - рассказывает Платон Близнюк, - При этом, я бы сказал, что Miyagikyo больше соответствует вкусу самих японцев. В нём больше сиропности, фруктовости, медовости, сладких тонов. Yoichi – строже, суше, торфянистей. Но этот торф абсолютно не агрессивен». 

На данный момент японские виски считаются наиболее приближёнными к шотландским канонам. Гораздо более экспрессивно выглядит тайваньская дистиллерия Kavalan, релизы которой утверждают насыщенный яркий вкус в качестве одной из характерных особенностей виски, произведенного Азии.

Действительно, мало какой шотландский молт может конкурировать с такими напитками, как Kavalan Solist Sherry, имеющим к тому же очень тёмный цвет. Серия однобочковых розливов (single cask) Solist – вот уже несколько лет мировой бестселлер, а сама Kavalan появилась совсем недавно.

Свой первый виски она выпустила только в 2008-м году. В слепых дегустациях побеждает с 2010-го. Тогда же Kavalan окрестили «Пришельцем с Дальнего востока». На Тайвани, где производят это виски, климат будет пожарче, чем в Бангалоре (ежегодная «доля ангелов» здесь достигает 15%), но это не мешает дистиллерии побеждать на конкурсах уровня World Whiskies Awards (WWA).

Впрочем, открытие новых дистиллерий – прерогатива не только лишь стран-новичков. В Японии также не переводятся энтузиасты. Многообещающее будущее у Chichibu, заработавшей недалеко от Токио в 2008 году. Для выдержки спиртов там используют, кроме традиционных бочек из-под бурбона, бочки из японского дуба мицунара. Профессиональные критики пишут, что это добавляет во вкус пряные оттенки белого перца, кедровые ноты. 

Азия не сказала своего последнего слова. Дальше будет ещё интереснее. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: